Путешествие по маршруту Новосибирск - Каргасок - Вертикос и назад.


Общие сведения

Даты проведения: 3 -10 сентября 2011 г.
Средство доставки лодки: УАЗ 31514
Средство передвижения по воде: ПВХ “Солар 420” + Suzuki DF15
Чистое ходовое время движения автомобиля по маршруту Новосибирск-Каргасок: 15 часов
Даты проведения водной части: 4 - 9 сентября 2011 г.

Фактические данные
Общий параметры водной части (по кругу):
накатано 21 моточасов,
пройдено 384 км,
затрачено 69 л топлива.

Средний расход топлива: 3,2 л/ч, 5,56 км/л (или 17,9 л на 100 км)
Средняя скорость движения: 18,2 км/ч

Наличие связи:

На берегу Оби, возле Соколовки, есть Beeline
В Инкино есть Beeline и Мегафон
В Каргаске есть Beeline и Мегафон
В Усть-Тыме есть Beeline
В Вертикосе есть Beeline

Маршрут по дням:

3 сентября (Новосибирск - Соколовка)

Выезд состоялся в 9 часов утра. Первые часы поездки мы пытались привыкнуть к запаху бензина от многочисленных канистр (6x20л) с топливом для лодочного мотора, находящихся в салоне автомобиля. К 5 вечера мы прибыли на берег Оби возле деревни Соколовка. Спуск с яра к реке довольно крутой, в сырую погоду подняться по нему сложно, но можно. Решили спустится. Преодолев несколько раскисших луж, мы выехали на берег, где с удивлением обнаружили стоящие на берегу Жигули с номерами 42 региона (Кемеровская область). Водитель жигулей расслабленно полулежал на берегу недалеко от машины и взирал на свои закидушки. Я поинтересовался как он проехал сюда. Он ответил, что дело было 3 дня назад. Ехали они ночью, за Нивой, на дорогу не обращали внимания. После их приезда два дня шли дожди, как теперь будет выезжать на яр он не знает. Узнав, что мы завтра уже уезжаем, он попросил нас помочь ему затащить машину вверх.

Берег Оби в р-не Соколовки

Кроме кемеровских машин, на берегу стояли еще несколько групп рыбаков. Одна группа была из Новосибирска. Они были на трех лодках акваспаркс. Днем они занимались троллингом, а под вечер очень эмоционально что-то обсуждали.

4 сентября (Соколовка - Каргасок - начало водной части)

С утра собрали шмотки и поехали. Выезд на яр оказался сложнее, чем я предполагал. Еще не доезжая подъема, УАЗ в луже затащило в колею, в которой он плотно засел. Пришлось расчехлить лебедку и тянутся. 

Перед началом подъема подцепили к УАЗу тросом Жигули и стали подниматься тандемом. После первого поворота на подъеме, УАЗ развернуло поперек колеи, пришлось снова тянутся лебедкой. Под конец подъема порвали трос, к которому цепляли Жигули. Вытолкали Жигули на руках. На асфальт выехали около 11 утра. 

Место спуска лодок в Инкино

Дорога на север Томской области идет вдоль Оби. До Инкино дорога асфальтирована, за исключением одного 15 км участка грейдера. После Инкино асфальт заканчивается и далее, до Каргаска, уже не появляется. По пути в Каргасок мы специально свернули в Инкино, посмотрели на популярное место спуска лодок. Место грязное, машины никто не охраняет. Осталось неприятное впечатление. Затем заехали в Парабель посмотреть поселок.

Наконец к 5 вечера приехали в Каргасок. На въезде в поселок зашли в столовую. Обед на двоих обошелся около 500 р. У персонала справились о стоимости гостиницы. Комната на двоих стоит 1800 р в сутки. После столовой поехали смотреть поселок.

Доехали до поселковой пристани. Видно, что машины оставляют на берегу без охраны. Но это явно не самое удачное место спуска лодок. Решили поехать дальше вдоль берега.  Наконец кривая вывела нас к парому. Тут уже было видно, что в основном лодки спускают именно здесь. На берегу стоят машины с прицепами. Народ суетится. У воды разгружают лодки, груженые мешками с кедровыми шишками.

Спросил у местного насчет присмотра за машиной. Он порекомендовал обратится в дом на берегу. Выяснилось, что машину на несколько дней можно оставить просто так (местные так и делают), а можно загнать за забор конторы ГИМС, которая находится тут же (стоянка 100 р в сутки).

Пополнить запасы питьевой воды оказалось сложнее, чем мы предполагали. Местная вода в водопроводе к питью не рекомендована, пришлось покупать бутилированную.

Складываем вещи

Наступил момент принятия решения. Вечер, пасмурно, дует холодный ветер. Спускать лодки и куда то плыть на ночь глядя совсем нет желания. В голове крепнет мысль, что может плюнуть на все и вернутся. Но нет, волевым усилием принимаем решение – плывем!

Лодку накачали, вещи погрузили. Пока грузились небо просветлело, перед закатом выглянуло солнышко. Нужно отплывать пока не начало темнеть. По оценкам загрузка лодки около 430 кг вместе с пассажирами. Выйдет ли лодка на глиссер с такой загрузкой?  Очень медленно, но лодка выходит на глиссирующий режим. Обороты мотора 5650 об.мин., скорость движения 25 км/ч. Ура!  Четырехлопастной винт Солас все таки вещь.

Вещи
Прошли по воде 15 км и встали на ночевку на острове напротив Усть-старицы. Выгрузили вещи, слегка опешили – как такое количество шмоток поместилось в лодку? 
Мотор сняли, лодку вытащили из воды и подняли наверх, поближе к палатке. Вскоре к нам на катере приплыл какой-то мужик. Искал свою потерявщуюся собаку.

5 сентября (остров - р. Тым - остров Колгуякский)


Ночь прошла спокойно, но было холодно. Не спеша собираем вещи и около 11 часов отходим. Плывем дальше, вниз по течению. Температура воды в Оби 13,5С, температура воздуха около 10С. Одеваем куртки-аляски, свитера и теплые штаны. Солнечно, дует ветерок, есть небольшая боковая волна. Идем по судовому ходу, но с осторожностью, поскольку движение по реке активное: паромы, баржи, пассажирские суда, лодки. В середине дня останавливаемся размять мышцы, перекусить и залить в бак бензин. А вокруг – красота! 
Ветер в харю...
К 5 вечера доходим до устья р. Тым. В устье расположен поселок. Лодки с моторами стоят без охраны. Заходим в реку. Температура воды 10,3С. Вода коричневая — как заварка. Течение быстрое. Глубина на фарватере около 1,5 м. Через километр от устья начинается перекат с глубиной 0,6 м. Куда идти непонятно. Уходим на другую сторону. Глубина растет, ну что же — значит угадали фарватер. 
Берега реки Тым

Затем река начинает петлять. Берега глинистые и обрывистые с обеих сторон. Навигационная обстановка представлена изредка встречающимися полуразрушенными перевальными знаками. Нам нужно где-то остановится на берегу и залить бензин. Находим единственное пологое место. Выхожу из лодки и сразу проваливаюсь в ил.

Вид на реке Тым

После заправки двигаемся дальше. Проходим около 15 км вверх по реке. Уже пора думать об остановке на ночлег, но характер берегов не меняется. Негде даже пристать, о месте для стоянки речи не идет — кругом заболоченные джунгли. Двигаться по реке приходится медленно, т.к. по фарватеру из воды торчат коряги. Идти быстро и без опаски можно только на лодке с жестким корпусом.

Лес по берегам реки Тым

Прикидываем оставшееся до темноты время и принимаем решение вернутся на Обь. На стоянку встаем на Оби на острове Колгуякский в 5 км от поселка Усть-Тым. Разбиваем лагерь под кедром. Несмотря на прохладную погоду, мошки все еще летают. Недалеко от стоянки набираем ведро белых грибов. Наварили целую кастрюлю. Наелись до отвала.

6 сентября (остров Колгуякский - Вертикос - протока Миля - остров)

Утром проснулись от разговоров рыбаков на реке, которые в тумане ставили сети недалеко от нашего места стоянки.

Вчерашний ужин с объедением грибами с утра сказался на самочувствии. В результате отъезд отложился до обеда, что не могло не повлиять на дальнейшие планы. Прикинув наши возможности по времени, стало понятно, что либо нужно все оставшееся время затратить на Тым, либо пересматривать маршрут. В итоге Тым, с неясными перспективами для стоянки, был отвергнут и мы пошли вниз по Оби до Вертикоса.  

Снаряженная лодка

До Вертикоса мы дошли быстро и поэтому решили пойти дальше и зайти в протоку Миля.
Но на 5 км от начала протоки движение по ней стало напрягать — начались перепады глубин по типу стиральной доски. Каждые 5 м глубина менялась от 3 до 0,4 м. В целях безопасности приходится снижать скорость. Через полчаса такого движения и отсутствия признаков его окончания, решили вернуться на Обь.

Слегка утеплились

Задул сильный ветер. Двинулись по Оби в обратном направлении. Остаток дня посвятили поиску приличного места для стоянки на подветренном берегу. Прошли по тымской протоке. Выше поселка вся протока заставлена сетями, которые стоят параллельными рядами. С трудом сообразили где можно между ними пройти. Пока лавировали между сетями, стало темнеть. Вынуждено остановились на ночевку на острове у начала протоки. Там с подветренной стороны был песчаный пятачок возле яра.

7 сентября (Обь, 1550 - 1588 км ЛК )

К утру ветер немного усилился. День было решено частично посвятить поиску рыбы. Прошли троллингом около 10 км с нулевым результатом. Надо сказать, что и на эхолоте рыбы не было заметно. Тогда я решил что раз по простому не получатся, будем искать рыбу. В конце концов стало ясно в каких местах концентрируется рыба . В основном ямы за перекатами на глубинах около 10-15 м причем на сильном течении. Заглубление воблера 5 м. В принципе она может подняться к нему. Эхолот (Lowrance Mark 5 DSI ) показывал косяки рыбы под нами, но клева не было. Другие места концентрации рыбы наблюдались в ямах и коряжниках возле яров. Глубины до 25 м. Как достать на таких глубинах рыбу непонятно. Пробовали встать на якоре и ловить в отвес. Приманку сильно сносит. Клев не зафиксирован. Сплавом в отвес нереально — лодку сносит течением и ветром на коряги. 

Приборная панель

На стоянку встали на острове в районе Пантелевского перевала. Недалеко от стоянки нашли грибы. Есть их не стали. Порезали, надели на нитки и повесили сушится. 
Место стоянки

Интерактивный панорамный снимок с острова (щелкнуть и нажать Full Screen)

 
К этому дню наши запасы питьевой воды стали подходить к концу. Из двадцати литров оставалось 3 литра, что должно было хватить на 3 приготовления пищи.

8 сентября (остров - протока Киндал - Васюган - протока Казальцевская )

В этот день мы предприняли вторую попытку поймать рыбу. Первую попытку делаем в районе Чилинского и Лободского перевала. В эхолот видна рыба на дне (глубины 15-25 м), но как ее достать? Троллингом не получается. Джиг на таком течении? Сомнительно. На берегу виден аншлаг информирующей о периодах запрета лова на Казальцевской зимовальной яме. 

Пытаемся поймать рыбу

Разочаровавшись, решаем идти на реку Васюган, для этого уходим в протоку Киндал. По пути несколько раз останавливаемся и пробуем на ямах ловить троллингом, а на перекатах — спиннингом на блесну. Безуспешно меняем приманки. Выходим из протоки в Васюган и поднимаемся наверх, на несколько километров. Там встречаем мужиков с бреднем. У них все тоже печально.

По их совету возвращаемся на Обь и идем в протоку Казальцевскую. По эхолоту видно что в протоке рыбы полно, вся стоит у коряжников. Снова пробуем все способы ее оттуда выманить. И снова не удается. Поднимаемся по протоке до впадения речки. Там рыба ходит кругами, выпрыгивает, но ни на что брать не хочет!  Мы пытались ловить ее там до темноты. 

После безуспешной рыбалки вернулись по протоке назад на Обь. Ночевали на том же месте, где стояли в ночь с 4 на 5 сентября.

9 сентября (остров - конец водной части - Каргасок - Молчаново)

К утру небо затянуло. Ночь была неспокойной, т.к дул сильный ровный ветер. Тент, который накрывал лодку, громко хлопал. Из-за ветра за ночь вещи в палатке покрылись слоем тончайшего песка. Мы проснулись на рассвете и сразу стали собираться. У меня было опасение, что если ветер еще усилится, поднимется волна и уже не сможем выйти на воду.

Приготовив из остатков питьевой воды завтрак, мы сложили вещи в лодку и направились в Каргасок. На причал прибыли в 9 утра. Там было полно людей и машин. Несколько паромов стояли, ожидая отправку. 
Причал паромов в Каргаске
Вместе с нами причалила лодка с кемеровскими номерами. Узнали у друг друга результаты рыбалки. Они тоже с пустыми руками.

Помыли лодку, сложили вещи в машину и поехали. По дороге перекусили в Парабели в столовой. Вышло 450 р на двоих.

До Молчаново доехали без приключений. Там заскочили в магазин, взяли пива, уточнили у местных состояние дороги до Фёдоровки (той что на берегу Оби). Оказалось там как раз активно ремонтируют дорогу, поэтому мы поехали туда. Остановились ночевать на берегу Оби недалеко от Фёдоровки.

Около 10 вечера к нам в гости пожаловали местные с острогами. Они ходили по отмели и били щук. Мы тоже заинтересовались таким способом ловли. В итоге нам перепала одна щучка на 3 кг.

10 сентября (Молчаново - Новосибирск)

Утром нас разбудили другие гости. На Ниве приехала семья рыбаков. Они накачали лодку и вышли на фарватер ловить рыбу.
В это время мы собрали вещи и поехали в домой. По дороге насобирали ведро грибов.
В Новосибирск прибыли около 8 вечера. 

Еще фотографии из этого путешествия

Выводы


- Ловить удочкой в тех местах не принято. За время плавания не встретил ни одного рыбака с удочкой. Все используют только сети.
- Надувных лодок тоже не встречали. Местный флот представлен в основном лодками “Крым”.
- Плавать по болотистым закоряженым рекам лучше на лодке с жестким корпусом.
- В обязательном порядке брать с собой необходимый запас питьевой воды. Воду из рек там пить не стоит, т.к. она очень грязная.

Редакция  от 22 декабря 2011 года
Написано 14 сентября 2011 года