Байкал

Поездка на Байкал и по Бурятии

15 - 29 августа 2007

Преамбула

Поездка планировалась как познавательное мероприятие с целью посмотреть природу прибайкальского региона с различных сторон Байкала.

Маршрут выбирался максимально разносторонним – предполагалось, что места длительных стоянок будут определены на месте исходя из погодных условий и удобства местности. К сожалению, всю поездку погода была пасмурной и дождливой, поэтому длительных стоянок не получилось. Описанный маршрут проезжаем для любого типа автомобиля. Для автомобилей с более низким клиренсом следует учитывать изменение времени прохождения некоторых участков.

Поскольку в поездке участвовала только одна машина, то выбор места ночлега был основной проблемой. Все ночевки планировались на местности, т.к. была собака и не везде можно ночевать с собакой. Машина к поездке специально не подготавливалась, т.к. за пару недель до отъезда на Байкал машина участвовала в поездке на плато Укок (после чего пришлось заменить на ней правый бензобак и один амортизатор). Из нестандартного набора с собой брались одна запасная 20л-канистра бензина, 11мм-трос длиной 7м и хай-джек.

Участники поездки

Транспортное средство – УАЗ-31514 на военных мостах 1995 г.в.

Водитель – Банин Александр (автор сего опуса)

Пассажир – Щульцева Виталия (Иля)

Второй пассажир – собака Каспер (такса)

Маршрут поездки

Первый день (среда)

Все вещи были упакованы в машину заранее и, при выезде, оставалось только взять с собой скоропортящиеся продукты и документы. Выезд состоялся в 5 утра. Выехали через Колывань, т.к. до Мариинска решили ехать через Томск. Заправились в Скале бензином и тронули. День пролетел незаметно, по дороге пару раз останавливались для обеда, заправки и пр. Ночевка была запланирована после Ачинска в районе р. Ибрюль, т.к. по карте в этом районе было мало населенных пунктов. И не спроста… По прибытии на место выяснилось, что в этом районе съехать с дороги можно не везде и при этом большинство ответвлений ведет к нефтепроводу, возле которого местность совсем не живописная. Помыкавшись по окрестностям, нашли ответвление идущее куда-то, но не к нефтепроводу. На карте этой «дороги» не было. На дороге было несколько достаточно глубоких луж, это укрепляло уверенность, что никто по этой дороге ночью не попрется на машине. Колея была явно от грузовых машин. Разведав и разметив проезд через лужи (колея была в одном месте по колено), мы поехали по этой дороге до того места, где машина начала ехать с большим трудом по грязи. Решив, что покорение грязи в мои вечерние планы не входит, я сдал назад метров 30, развернулся и съехал в старую колею от трактора, которая вела куда-то в лес. Проехал по ней метров 20, решил что достаточно. Машину накрыли тентом для маскировки, палатку поставили за кустами. Проверил, что с «дороги» место стоянки в глаза не бросалось. Это было правильное решение. После ужина уже стемнело, и мы завалились спать. Собака спала в машине. Примерно в полночь в глухой тьме стали явно слышны шаги и разговор нескольких людей по «дороге». Вылезать из палатки на разборки в глухом лесу в час ночи в ночной пижаме мне совершенно не хотелось, поэтому я молился чтобы собака не начала лаять. Собака молчала, люди прошли и наступила тишина.

Второй день (Четверг)

Встали около 6, приготовили завтрак, собрали палатку. За время завтрака по «дороге» мимо нас проехали грузовик и уазик. Нас не заметили, маскировка работала. Да, выбранное место для стоянки было явно не удачным. Примерно в 10 утра приблизились к Красноярску. Двигались по указателям на объездной дороге, но шестое чувство мне подсказывало что я где-то пропустил поворот. Я остановился и подошел к инспектору ГИБДД, который неподалеку исполнял долг. Уточнил у него направление на Иркутск и как мне вернуться на трассу. После моста я снова запаниковал, т.к. был выезд на кольцо и дорога шла не в ту сторону. После уточнения выяснилось, что паника преждевременна - нужно просто проехать по кольцу дальше и уйти под путепровод. После Красноярска дорога пошла по холмам, много закрытых поворотов и спусков-подъемов. Медленно тянулись грузовики, что очень нервировало нетерпеливых товарищей, которых пачками ловили доблестные сотрудники дорожной милиции после совершения ими обгона в неположенном месте. Затем дорога вышла на более-менее равнинный участок. Вполне приличная дорога тянулась до Канска. Проехав поворот на объездную, я решил что это судьба и поехал через Канск, тем более что хотелось заскочить в магазин. Поплутав по городу и уточнив дорогу у местного таксиста, мы выехали из Канска. Примерно через 50 км начался первый "спецучасток" – когда-то это было асфальтовой дорогой, что угадывалось по отдельным фрагментам. Сейчас это представляло собой нагромождение ям, по котором уныло тянулись, на сколько хватало взора, грузовики. Средняя скорость их движения едва превышала скорость перемещения человека пешком. Навстречу неслись бравые перегонщики, которые бухались со всей скорости в ямы, садились на брюхо, но скорости не сбрасывали – да и правильно, их задача – доставить и сбагрить машины, не они же будут на них потом ездить. Первый «спецучасток» заканчивается между пос. Нижний Ингаш и Елизаветка. В одном месте этого участка на столбе висит плакат: «Внимание! Скорость контролируется прибором барьер.» Теперь понятно что это означает. На выезде из пос.Нижний Ингаш находиться стационарный пост ГАИ, после которого стоял указатель «объезд». Через минут 40 мы вернулись на «дорогу». Забегая вперед, следует отметить, что в НСК мы возвращались не через объезд и время передвижения по объезду и по прямой одинаковое. Следующий «спецучасток» начинается у ж/д станции Решеты. Во время нашего проезда там активно работали тракторы и есть вероятность что сейчас там дорога уже лучше. Перед самым въездом в Иркутскую область дорога улучшается и остается такой до Тулуна. Далее уже трудно запомнить все участки, где от дороги остается только название – фактически это грунтовка, изрядно подпорченная грузовиками. Неприятно удивила цена на бензин в иркутской области – в среднем на 3 руб. дороже чем в новосибирской. На одном из «спецучастков» в районе п. Алзамас мы остановились на ночевку. Съехав с дороги, мы обнаружили очередной нефтепровод, но после недолгих поисков нашли укромное, невидимое с дороги место. Ночь прошла без приключений.

День третий (Пятница)

Утром поднялись около 5 часов, т.к. необходимо было нагнать график, иначе следующую ночевку пришлось бы устраивать недалеко от Иркутска где очень много поселков.

С утра начался моросящий дождик. По дороге в низинах встречался туман. Начиная от Усолья-Сибирского и до самого Иркутска машины шли сплошным потоком – ни обогнать, ни остановиться. Чувствовалось что в Иркутск приедем как раз к концу рабочего дня в пятницу. Так и случилось. При въезде в Иркутск нас дружески приняла длиннющая пробка, сопроводила по городу и отпустила уже только в Шелехове. Дергаться смысла не имело, т.к. все магазины уже были закрыты.

При проезде Иркутска я ориентировался по Руссе и указателям. Карта в Руссе оказалась достаточно точной. Вскоре начался серпантин. Снова медленные грузовики и быстрые перегонщики задавали тон, в смысле создавали аварийную ситуацию. По дороге встретилось пара-тройка аварий (лобовые). Трупов не видел, но скорая стояла.

И вот после очередного поворота открывается вид на Байкал. Погода была пасмурная и небо сливалось с водой. Вообще картина была достаточно мрачноватая. На спуске, на одном из витков серпантина, ведущего в Култуку, мы остановились и осмотрелись. Уже было поздновато, рыбой никто не торговал и нужно было искать место для ночлега. В Слюдянке заправились и решили ехать до упора. Дальше пошел сплошной серпантин, съехать с дороги негде и не остановиться. Слева был обрыв, внизу виднелись огни железной дороги, справа скалы. Так и ехали, уже было совсем темно, перспектива найти место ночлега у дороги не светила, пока я не вспомнил, что где-то поблизости есть река Снежная а на ней можно остановиться. Достали карты, нашли точку, пометили в Ozi и двинули. Вот он желанный поворот, Висит указатель «Теплые озера». Свернули, едем по убитому асфальту между нависающих деревьев. Слева за кустами течет река, несколько раз останавливаемся, все места уже забиты. Доехали до турбазы – охранники с «автоматами» наперевес, натасканные собаки – полное впечатление что впереди особо охраняемый объект. Место для палатки на ночь 600 руб + 150 руб за въезд на машине. Это полный абзац. Но время уже к полуночи. Заехали, все места у реки заняты, благо поляна пустая. Заметил, что не горит один подфарник. Решил проверить его с утра. Ночью при свете фар (за такие бабки могли бы и свет сделать) ставим палатку, ужинаем и спать. Через сон слышно как всю ночь к воротам турбазы подъезжают автомобили.

День четвертый (Суббота)

Спали долго, надо же как-то оправдать потраченные деньги. С утра поляна оказалась уставлена палатками прибывших ночью отдыхающих. Пока собирались, подошел один сосед по поляне и попросил прикурить аккумулятор. Я дал добро, но только после того как позавтракаем и соберем вещи. Надо заметить, что место в районе реки Снежная пользуется большой популярностью – все время кто-то приезжал и уезжал. Чем оно так интересно я так и не понял. По растительности видно что климат тут дождливый и особых достопримечательностей не заметно. Позже мне сказали, что по Снежной сплавляются и возможно в этом причина популярности. До самих теплых озер мы не пошли, не для того ехали на Байкал, чтобы купаться в теплой луже.

Поляна на турбазе возле реки Снежная.

В подфарнике сгорела лампочка, пришлось менять. Нетерпеливый сосед с севшим аккумулятором уже привлек к решению свой проблемы какой-то микроавтобус, видимо не дождался пока я сделаю свои дела. Перед отъездом подхожу к нему и интересуюсь. Оказалось проблема не решена, помощник с микроавтобуса отказался снимать свой аккумулятор. Я подъехал к нему сняли мой аккумулятор, завели его мотор. Снимаем мой аккумулятор, подключаем его – машина глохнет. Видимо без установки нового аккумулятора проблемы не решить. Он решает ехать без аккумулятора до пос. Выдрино.

Я забираю свой аккумулятор и в путь.

По дороге покупаем (первый раз!) омуля и на очередном привале пробуем. Рыба понравилась, при случае будем брать еще.

Без особых приключений доезжаем до пос. Тресково, где решаем переправляться на пароме через р. Селенга. Перед нами стоит примерно 8 машин, но паром временно не работает.

Паром в Тресково.

При перевозке грузовика был поврежден съезд и сейчас его ремонтируют. Ждем около часа. За это время набирается длинная очередь машин и несколько автобусов. При этом по местным правилам автобусы переправляют без очереди. Паром стоит 45 руб, деньги собирают с машин, пассажиры бесплатно. Следует заметить, что в Тресково уже построен мост через Селенгу, но пока он еще не действует – идет укладка полотна, устройство ограждений и пр. (В 2009 г. мост уже точно функционировал).

После переправы едем к берегу Байкала в Энхалук, по дороге делаем пару фоток. Энхалук представляет собой полосу шириной порядка 100 м не очень густого хвойного леса (запах!) между основной дорогой и береговой полосой. Берег пологий, песчаный.

Энхалук. Стоянка на берегу.

Вода здесь не самая теплая, но купаться можно, хотя и без удовольствия. Весь берег занят народом – в основном местные - приехали на выходные. До заката времени полно, я решаю осмотреть машину и помыть ее. После ужина разжигаем костер на берегу и пьем пиво.

Энхалук. Побережье. Вид на Север.

Путь на Энхалук через Тресково.

День пятый (Воскресенье)

Утром погода снова не радовала. Серое небо, но облака высоко и оказалось, что виден другой берег Байкала!

Я решил обслужить машину: долил моторного масла, прошприцевал рулевое.

Сидеть в мрачную погоду на берегу не доставляет особого удовольствия и мы собираем вещи и едем дальше. Переправляться на пароме не планируем, поэтому возвращаемся по той-же дороге до пос. Шергино, сворачиваем и едем по грунтовке вдоль Селенги до пос. Турунтаево.

Участок дороги Шергино-Турунтаево

По пути нас остановил сотрудник ГИБДД и поинтересовался, почему не горят фары. Я ответил чистую правду – «Забыл». Ответ его устроил и он отпустил нас, попросив больше не забывать. Как и говорили местные, дорога по этому берегу Селенги вполне приличная, да и виды достаточно живописные. В пос. Турунтаево нас ждал сюрприз – мост на ремонте, надо ехать в объезд через соседний поселок. Указателей мало, справляемся о правильности маршрута у местных. Перед самым выездом на основную трассу (Улан-Удэ-Усть-Баргузин), сталкиваемся с аборигеном на заглохшей машине. Дергаем его тросом, заводим и выезжаем на трассу. Держим путь в Усть-Баргузин.

Путь от пос. Шергино до пос. Турунтаево

Дорога в этом месте идет по степям и холмам и к Байкалу не приближается. Она представляет собой асфальт волнами с большими выбоинами в отдельных местах. Перед оз. Котокельское асфальт кончается и дальше до самого Усть-Баргузина его уже практически нет, если не считать отдельных небольших участков. Пыль стоит столбом, по грунтовке ездили гусеничные тракторы и трясет очень сильно. После Гремячинска дорога снова идет по берегу Байкала, имеются съезды, можно подъехать к берегу. Однако берег капитально загажен мусором, чем мы были разочарованы при подъезде. Все-таки на берегах обского моря мусора поменьше.

Побережье вблизи мыса Безымянный (15 км севернее Горячинска).

От долгой езды по трясучей грунтовке начал глючит холостой ход на карбюраторе, после проезда пос. Турка обороты ХХ подскочили до 1500. Я подкрутил винт регулировки. Однако вскоре все само возвратилось в норму. За поездку это случалось еще пару раз ненадолго, но я уже ничего больше не крутил. Примерно через год после этой поездки выяснилось что от тряски выпала ось одного их рычагов системы пуска и прогрева. Это и было причиной такого поведения.

Ехать стало надоедать, время подходило к вечеру, и в 15 км от Горячинска мы решили найти место для ночлега на берегу Байкала. Свернули с дороги и выехали к берегу. На удивление вокруг никого не было, видимо местные уже вернулись домой в преддверии начала новой рабочей недели, да и трястись несколько часов чтобы провести здесь выходные особого смысла нет. Берег был пуст, Но следы жизнедеятельности бросались в глаза. Мусора было много. Берег был обрывистый, внизу галька, вода потеплее чем в Энхалуке. Вдалеке виднелись очертания Святого носа. Палатку поставили на обрыве, чтобы слушать шум волн. Искупались, поужинали, развели костер на берегу.

День шестой (Понедельник)

По уже сложившейся традиции утро было пасмурным. L Как оказалось позже и весь день будет таким, несколько раз за день нас будет сопровождать дождь. Сегодня наш путь лежал в Баргузинскую долину. Характер дороги до поселка Усть-Баргузин особого разнообразия не проявлял - все также грунтовка с редкими участками не очень хорошего асфальта. На окраине Усть-Баргузина заправились – цена на А80 уже дошла до 20,5 руб.

Как видно по картам вдоль Баргузинской долины отмечено две дороги – южная и северная, которые находятся с разных сторон р. Баргузин.

Маршрут по Баргузинской долине

У заправки был поворот на южную дорогу. Уточнили у местных возможность проезда по южной дороги. Говорили они долго, лепетали что-то про Уро, называли какие-то населенные пункты. Из всего разговора я вынес одну мысль – проехать можно. Начальный участок дороги длиной 20 км по состоянию был таким же как первый спецучасток трассы М53 возле г. Канск если не хуже. Дорога идет по лесу.

Хороший участок дороги Усть-Баргузин - Читкан

Затем было ответвление влево на пос. Баргузин. Мы же поехали прямо и вскоре выехали на безлесную равнину. Дорога улучшилась, начался асфальт. После какого-то перекрестка я обнаружил, что дорога, по которой я еду, выглядит странно – посредине асфальта из трещин растет трава, впечатление что по ней давно уже никто не ездил. Начал вспоминать разговор местных, про какой-то разрушенный мост и о том, что надо ехать через колхозы. Ближайший колхоз назывался Уро, где я заправился и уточнил направление. Действительно нужно было съезжать с асфальта на и продолжать дальнейший путь по грунтовке, последовательно проезжая колхозы.

Промежуточной точкой нашей поездки был отмечен пос. Баянгол, перед которым я намеревался свернуть в ущелье на теплые источники. Мы миновали поселок Суво где посмотрели на знаменитый «Сад камней», посмотрели на «Бык-камень».

Фрагмент «сада камней» у пос. Суво

Одновременно с нами по этому же маршруту путешествовала группа фотографов с серьезной фотоаппаратурой на Крузире, с теткой за рулем.

«Камень-бык»- хранитель баргузинской долины.

Оказалось тетка это гид - она возит отдыхающих с турбазы Максимиха этим маршрутом. А вот сегодня везет фотографов.

Вскоре мы доехали до пос. Юбилейный, который находиться у входа в ущелье с теплыми источниками. Забавно что несколько допрошенных аборигенов совершенно ничего не слышали об этих источниках. Вскоре удалось найти знающего человека, который поведал о маршруте и об источниках. Выяснилось, что для того чтобы до них добраться нужно пару раз бродить реку Ина, что на УАЗах делать не рекомендуется. Он сам ездил только на тракторе. Мы решили не рисковать и выехали на дорогу к пос. Баянгол. Переехали мост через уже упомянутую реку Ина. Пожалуй, мужик был прав. Ширина реки под мостом была метров 70, а глубина на глаз не меньше метра в отдельных местах.

Река Ина у пос. Юбилейный. Вид с моста на ущелье.

Недалеко от моста мы свернули налево в пос. Хилгана чтобы пересечь баргузинскую долину, переехать на другой берег реки Баргузин и продолжить путешествие по северной дороге. По информации почерпнутой из Интернета мне было известно, что дальше по южной дороге можно доехать только до моста через реку Улан-Бурга, которого давно нет.

Самая середина баргузинской долины. Недалеко от пос. Борогол.

Миновав несколько населенных полузаброшенных пунктов (Борогол-Хилгана), мы подъехали к мосту через Баргузин (данный мост разрушился весной 2010 г.) и по нему переехали реку. Вскоре мы выехали на отличный асфальт и поехали дальше на восток, в конец баргузинской долины. По дороге встречались святые места бурятов. Зачастую их трудно было отличить от помойки, т.к. они складывают в качестве подношений сигареты, пачки чая, монеты и пр. Зачастую все это выглядит как помойка. Общую картину дополняют пустые бутылки из-под водки. При этом буряты обязательно останавливаются возле каждого святого места, выходят из машины. В целом сами буряты оставили вполне приятное впечатление о себе.

Поселок Курумкан не оставил о себе никакого впечатления, мы в нем заправились и поехали дальше.

Немного не доезжая до поселка Шаманка, асфальтированная дорога уходит в поселок Могойто, а дальше на север баргузинской долины ведет грунтовка, которая снова идет по лесистой местности. Недоезжая до пос. Алла нас остановили сотрудники ГИБДД и проверили документы. Поинтересовались все ли нормально с машиной и не требуется ли помощь. Также у них я расспросил о том куда лучше ехать - на горячие источники Алла или ехать до источников Кучегер. Они рекомендовали Алла. Так я и поступил. Прямо перед въездом в пос. Алла нужно свернуть влево в поле, по которому идет дорога на источники Алла.

Вид на ущелье и купальный домик. Курорт Алла.

Перед воротами курорта я остановил машину и, поговорив с директором, заехал на курорт. На момент моего появления курорт был пуст. Мне предложили переночевать на кроватях в домике за 100 руб за койку. К нашим услугам была кухня, телевизор со спутниковыми каналами, постельное белье, купальня с горячей минеральной водой и красивый вид ущелья. Некоторые проблемы доставляла лающая собака и удобства на улице. Разомлев в лечебной воде, мы стали готовить ужин. Во время ужина мы просматривали какой-то ужастик по телевизору.

День седьмой (Вторник)

Утром мы снова занырнули в лечебную воду, которая показалась горячее чем вечером. Эту догадку подтвердила директор – утром вода всегда горячее.

После завтрака директор стала заполнять кучу квитанций, выдала нам какие-то квитки.

Мы сказали что возможно еще одну ночь у них переночуем в случае чего.

Выехав на основную дорогу, мы поехали дальше. Возле поселка Улюнхан нужно было принять решение о дальнейших планах – ехать налево к источникам Кучегер или ехать направо к источникам Умхей. Мы поехали направо, тем более, что я хотел посмотреть как выглядит брод через баргузин, через который ведет дорога на БАМ.

Переехав несколько мостов и один бродик, мы подъехали к броду через баргузин.

Брод через р.Баргузин. Дорога на Новый Уоян.

Впечатляет. Покорение брода в мои планы не входило и мы поехали к источникам Умхей, которые были выше по течению через несколько километров. И вот он известный по многим фотографиям подвесной мостик через протоку на остров. Возле него стоит несколько автомобилей, а справа виден брод. Я глушу машину и иду по мостику. После мостика тропинка идет через лес, заболоченную низину и выходит к домикам. Около одного из них копошиться директор этого хозяйства. В течение недолгого разговора он объясняет диспозицию, берет 50 руб и дает добро на въезд на остров.

Я возвращаюсь к машине, где меня с нетерпением ждут, и рассказываю ситуацию. Идти пешком почти с полкилометра до источников. Оставлять машину у мостика желания нет поэтому едем вброд. Все-таки стоило брод пешком предварительно пройти. В самом глубоком месте вода чуть выше колена, но большие камни, а я выбираю неудачное направление и чиркаю задним мостом по камням. К счастью ничего не произошло, и я благополучно переехал на другой берег.

После брода дорога петляет по острову и приводит к домикам. Мы оставили машину с запертой внутри собакой и пошли принимать грязевые и водные процедуры. Через часок мы начали собираться назад, т.к. хотелось засветло доехать до Святого носа. Выехав с острова через другой брод (более мелкий и сильнее укатанный), мы двинулись в путь.

Источники Умхей. Слева теплое озеро. Вид на север.

Асфальтированная часть северной дороги по баргузинской долине оказалась еще короче чем я предполагал (асфальтирован участок Могойто-Улюн). Большая ее часть это грунтовка, впрочем, за ней ухаживают и видно, что грейдедер ровняет ее периодически. Дорога идет вдоль склона и время от времени проходит сквозь лес. Перед пос. Усть-баргузин имеет отворот вправо, ведущий в Забайкальский национальный парк. Перед въездом стоит шлагбаум и вагончик, в котором находятся дежурные. К въезду мы подъехали когда солнце уже начало садиться. Дежурные оказались приветливые ребята. Один из них заинтересовался моими колесами, полез щупать зазор на заднем мосту между колесами и кузовом и записал размер и марку резины. У него тоже УАЗ и он захотел себе поставить такие же колеса. В вагончике мы купили информационную брошюру по парку и заплатили деньги за въезд в парк. Дежурный нам объяснил куда можно проехать и где заночевать.

Песчаная коса на п-ов Святой нос. Местность Церковь.

Дорога по косе на Святой нос идет в основном по песку, иногда по камням. Вся коса поделена на местности: Местность Церковь, Местность Вышка, Местность Карга и Местность Буртуй. Первые две находятся недалеко и в них имеется высокий лес. В силу этих причин они пользуются популярностью у отдыхающих. Остальные две местности заняты обычно рыбаками. По всему побережью косы есть подготовленные места для отдыха: туалеты, столы, костровища и, иногда, даже домики. На недоприводе ехать на косу я бы не советовал. В песке несложно застрять и движение займет много времени.

Мы остановились в местности Церковь. Палатку поставили на самом берегу. Ветра вроде не планировалось и волны до нас бы не дошли. К вечеру облака рассеялись и наступила тишина. Поужинав возле костра и понаблюдав звезды, мы легли отдыхать.

День восьмой (Среда)

Вы знаете что такое гнус? Так вот проснувшись, я это узнал сразу как только вылез из палатки. Отсутствие ветра сыграло злую шутку. Появилась мошка. Нет, новосибирская мошка это так – разминка. Байкальская мошка раза в два меньше и кусает даже под одеждой. Не выдержав этой пытки, я полез купаться. Прохладная вода немного сняла зуд. Кроме того, подул легкий ветерок и мошки стало поменьше, но она все равно доставала. Позже нас сказали, что мошка здесь сезонная и мы попали в неудачное время.

Упаковав вещи, мы поехали дальше по дороге на Святой нос.

Дорога на п-ов Святой нос. На заднем плане в облаках видны очертания полуострова.

Ветер усилился, волны были уже метровой высоты. Вдоль дороги росли причудливым образом невысокие искривленные кедры. Дорога шла недалеко от воды. Время от времени мы проезжали стоянки с отдыхающими и рыбачащими людьми. На самом полуострове растет полноценный лес. Мы доехали до пос. Монахово, чтобы посмотреть на Чивыркуйский залив. На берегу были места для установки палаток и автомобилей. Местные ловили рыбу сетями и коптили прямо на месте. Мусора тоже хватало. Выяснив, что без лодки здесь ловить нечего, мы решили возвращаться назад.

Берег в Монахово.

На выезде из национального парка нас встретила дежурная в вагончике, которая живет в Новосибирске, а работает вот на Байкале. Она предложила приобрести нам медиа-продукцию о Байкале. Мы взяли пару дисков.

После переправы на пароме в пос. Усть-баргузин (цена 40 руб) мы поехали назад известной дорогой. За этот день мы доехали до пос. Гремячинск и заночевали в его окрестности. За ним дорога отходит от Байкала, а нам хотелось ночевать на берегу. После длительных поисков менее загаженного места мы поставили палатку прямо на прибрежной гальке.

Побережье недалеко от Гремячинска.

На следующий день мы планировали поездку в Тункинскую долину и не известно, удалось ли нам бы еще раз увидеть Байкал. Возможно это последняя ночь на берегу?

День девятый (Четверг)

Снова пасмурно. Радует то, что сегодня днем будем проезжать вдоль берега Байкала в дневное время и можно будет купить рыбы. После (преждевременного) прощания с Байкалом трогаемся в путь. Для сокращения дороги решаем переправиться через Селенгу на пароме в пос. Татаурово. Заезжать в Улан-Уде нет желания. Паром ходит раз в час. Благо все машины поместились. Мне сходу заехать на паром не удалось, слишком большой радиус поворота. Пришлось маневрировать, чтобы не зацепить кузовом кнехт. На пароме обнаруживаю, что одна противотуманная фара у меня почти отвалилась – от тряски лопнул кронштейн. Пришлось демонтировать фару целиком. По пути покупаем рыбы. На серпантине снова авария – перевернулся грузовик с бревнами – просто вылетел на повороте. В Слюдянке заправляемся. В Култуке сворачиваем на дорогу, ведущую в пос. Монды и к монгольской границе. За сегодня доехать до пос. Монды нереально, но нужно покрыть хотя бы большую часть пути.

От Култука дорога в тункинскую долину идет по холмам, но серпантинов практически нет, можно двигаться достаточно быстро.

На въезде в долину нас останавливают на стационарном посту ГИБДД, проверяют документы и желают доброго пути.

Виды в долине забавные, если посмотреть направо, где виднеются высокие горы, создается впечатление что дорога идет выше гор.

Вид на Тункинские гольцы.

Проезжая какой-то очередной поселок наблюдаем, что какой-то небольшой грузовик сбил одновременно двух коров. Коровы лежат на асфальте без движения. Интересной с какой скоростью нужно ехать в населенном пункте, чтобы на двух коров одновременно наехать?

Стало темнеть, становиться ясно что до Ниловой пустыни засветло мы уже не успеваем. Пробуем свернуть с дороги и найти место для ночлега. Долгие поиски оказываются безуспешны, приличного и укромного места найти не удается. В полной тьме едем до Ниловой пустыни. Вот он - поселок Туран и поворот на Нилову пустынь. Проезжаем мост, какую-то деревню и въезжаем в ущелье. Дорога идет по ущелью, проходим два прижима с обозначеными знаками приоритетом проезда. Впереди двухэтажный коттедж санатория а перед ним положен асфальт. Рядом беседка с отдыхающими. Захожу в коттедж и ищу администратора. Тукаюсь по комнатам – никто не открывает, пока наконец не нахожу дежурного, который сообщает что администрация уже закончила рабочий день, мест нет и вообще, места у них заказывают за несколько месяцев вперед. Я спрашиваю - где можно поставить палатку? Он вспоминает про еще один вариант. Недалеко от коттеджа имеются старые домики санатория. В них сейчас никого кроме сторожа. За 100 руб за койку нам предоставляют в распоряжение домик на 8 коек с печкой. Машину ставим под окнами.

День десятый (Пятница)

Отоспались всласть. Утром на вершинах гор, окружающих ущелье, лежит туман.

Коттедж санатория в Ниловой пустыни.

Завтракаем, предупреждаем сторожиху (вся в наколках, видимо, бывшая зечка), что вечером приедем снова и отправляемся. Сегодня у нас по плану поездка на Окинское плато - пос. Орлик как ориентир. Менее чем за час доезжаем до пос. Монды, где нужно заправиться. Проехали весь поселок, мост через реку Иркут а заправки все нет. Едем дальше, впереди пограничная вышка, а на ней силуэт пограничника с автоматом.

Участок дороги на пос. Монды

Останавливаюсь, кричу на вышку – «где заправка?». А в ответ тишина. Приглядываюсь - манекен в форме с автоматом! Юмористы однако. Возвращаюсь в поселок, ловлю языка и выясняю где заправка.

Оказалось, нужно проехать дальше вышки. Приезжаю на заправку – А80 кончился! Вот это сюрприз. Пришлось залить А92. Дальше с заправками ситуация неясная. Решаю ехать до точки возврата – т.е. доехать до места когда уже останется бензин только на обратный путь. За заправкой поворот направо - дорога на Орлик. Очень хорошая грунтовка. Через 20 км от отворота начинается подъем на перевал. Стоит шлагбаум, куча надписей типа «Стой!», «Въезд в пограничную зону!». Шлагбаум открыт, погранцов не видно. Недалеко от шлагбаума находиться позная. Иду в нее, позы (манты бурятские) еще не готовы, через шлагбаум можно ехать – его никто не контролирует.

Проезжаем, виды здесь грандиозные, горы прямо нависают над дорогой. Через несколько километров перевал кончается и мы выезжаем на холмистую равнину – Окинское плато. Здесь находится исток реки Ока, которая потом течет через город Зима в Иркутской области и впадает в Ангару. Ока – это по-русски, а по-бурятски - Аха.

Недалеко от перевала Нуху

До Орлика еще ехать примерно 150 км. Места красивые, но на Алтай не похоже. Время от времени останавливаемся и фотографируем. Местами дорога идет вдоль реки.

Вид на реку Ока.

На берегах стоят рыбаки. Несколько раз по пути нас настигает дождь, после него сразу выходить солнце. Горы!

Участок Окинского плато. Вид на Юг.

В пос. Сорок обнаруживаем заправку. Ура! Теперь вопрос о точке возврата не стоит, и осталось только понять, что у нас со временем, до темноты желательно вернуться в Нилову пустынь.

Дорога на Орлик

Перед самым Орликом нужно проехать прижим и вот мы на месте. Заезжаем на заправку, узнаем о состоянии дороги до пос. Хужир. Расстояние около 40 км, дорога плохая, но «за пару часов на вашей машине доедите». Это вселяет уверенности, что по времени уложимся. Проезжаем поселок, где еще раз уточняем в каком направлении ехать. Удивительное дело, но в пос. Орлик работает Мегафон. На радостях звоним родственникам и Василию (aka Blader) и информируем о ходе путешествия.

Граница пос. Орлик

За поселком дорога в основном «одноколейка», причем в опасных местах (подъемы, изгибы дороги), встречный транспорт не видно. Т.е. требуется элемент везения, чтобы не столкнуться лоб-в-лоб со встречным на каком-нибудь подъеме. Разъехаться будет сложно, есть очень крутые подъемы, а грунт не прочный – либо песок, либо круглая галька и камни. К счастью у нас такая ситуация была лишь один раз и то, в удачном месте, т.к. недалеко нашлось место для разъезда.

Конечный участок пути к р. Жом-Болок

По пути нас тормозят двое местных на Ниве и просят подвезти до поселка Саяны. Они грохнулись днищем о камни и с машиной есть проблемы. Мы ссылаемся на присутствие собаки в машине. Но местные уже приняли и один был в состоянии близком к обмороку. Он завел разговор на тему «ты меня уважаешь». Короче еле отвязались.

Дальше мы слегка заплутали, т.к. по карте дорога идет в одну сторону а на местности идет в другую. После метаний пытаемся узнать дорогу у группы из Иркутска, которые сплавляются по Оке. Они знают только маршрут по воде. Мимо нас пролетает та самая Нива и мы едем в туже сторону что и она, т.к. нам тоже нужно проехать чрез пос. Саяны.

Дальше нам везло и мы все время ехали за местным Уазиком. Он выбирал самый удобный маршрут. А там это было необходимо, как оказалось впоследствии. Нет, проехать можно из без проводника, но это обернулось бы потерей времени. Вскоре дорога вышла на громадную равнину. По ней мы и доехали до моста через р. Жом-Болок.

Долина между р. Ока и р. Жом-Болок. Вдали виден Кропоткинский хребет.

Перед самым мостом дорога проходит через лавовое поле. Оглянувшись вокруг, мы понимаем, что лавовое поле уже несколько километров идет вдоль дороги, просто мы по неопытности не поняли что это оно.

Лавовое поле.

Набираем несколько кусков лавы на сувениры. На берегу реки Жом-Болок обедаем.

Мост через р. Жом-Болок

До знаменитого водопада оставалось 7 км, но мы решили туда не ехать, т.к. солнце клонилось к закату. По такой дороге 7 км это 30 мин по времени. Туда-назад и набирается час. Обидно, но делать нечего – едем назад.

На обратном пути, где-то через 20 км после Орлика, я заметил что машина идет с наклоном, хотя дорога вроде ровная. Остановился и обнаружил, что заднее левое колесо спустило. Причиной был гвоздь, колесо было оперативно заменено и мы продолжили путь.

Когда заезжали на перевал уже было совсем темно. Навстречу нам по всему пути встретился только один КамАЗ на перевале, т.е. в темное время суток там движения практически нет.

Подъехали к упомянутому ранее шлагбауму и позной. Без всякой надежды я пошел в позную, поскольку в ней еще горел свет. На наше счастье там еще были работницы и, что самое главное, еще остались теплые позы! Я взял несколько порций. Это был первый раз когда за все путешествие мы попробовали позы.

Выехав в пос. Монды на асфальт, замечаем, что он сырой - недавно прошел дождь. Асфальт за день нагрелся, и вода с него интенсивно испаряется. В свете фар это выглядело как сцена из фильма ужасов – свет вырывает из темноты хлопья тумана, не хватает только мертвецов по обочинам дороги.

К Ниловой пустыни подъехали уже за полночь. Сторожиха уже спала, но приняла нас и предоставила ночлег без лишних разговоров. За все наше путешествие это был, наверное, самый насыщенный впечатлениями день.

День одиннадцатый (Суббота)

В задачу сегодняшнего дня входило добраться до Иркутска и там определиться с дальнейшими планами. В пос. Кырен заезжаем на шиномонтаж. Полчаса, 200 руб (ремонт камеры, ремонт покрышки, балансировка) и колесо отремонтировано. Затем решили заскочить на курорт Аршан. Курорт выглядит как типичный черноморский город в летнюю пору за исключением отсутствия моря.

Всюду снуют толпы отдыхающих из Иркутска, машину припарковать негде, куча кафешек и везде торгуют сувенирами из Монголии и Китая. Течет ручеек с минеральной водой, к которому лезут все.

Аршан. Тропинка к питьевому павильону.

Похоже весь Иркутск на выходные приехал на Аршан. Здесь есть питьевой павильон, который закрыт, но краники с минеральной водой есть сбоку павильона. Вода на вкус кажется газированной. Купив несколько сувениров, мы потыкались по кафе. Везде требовалось ждать готовых поз минут по 20. Мы решили не терять времени, набрали минеральной воды в пластиковые бутылки и хотели ехать. Не тут то было. Какой-то кретин припарковал машину так, что нам выехать было очень сложно. Прождав кретина минут 15, решаем попробовать несколькими приемами выехать из ловушки. Сдавая назад, слышу крик, жму на тормоза, машина глохнет. Оказывается я прижал собственного пассажира к машине этого кретина. Он мгновенно возникает и резво отгоняет свой автомобиль. Где он раньше был?

В подавленном настроении едем в Иркутск. Купленные по дороге позы немного смягчают расстройство.

На стационарном посту останавливают все УАЗы. Проверяют документы, интересуются что везем и отпускают.

На серпантине из Култука в Иркутск снова несколько аварий. Мы плетемся за грузовиком с бревнами, который обеспечивает нам надежное прикрытие от встречных лихачей. J

Замечаем, что весь день светит солнце и на небе не облачка. Все время пока мы ездили было пасмурно, только собрались возвращаться – вышло солнце. Обидно. Я прикидываю раскладку по дням и понимаю, что можно еще один день потратить на путешествие. Решаю доехать до МРС и посмотреть на Малое море.

Въезжаем в Иркутск снова в конце рабочего дня. Выясняем дорогу на Усть-Ордынск и едем. Солнце заходит. Кругом степь. Сам пейзаж сильно напоминает Хакасию.

Нужно найти место для ночлега. После Усть-Ордынска вижу справа от дороги холмы на которых имеется растительность. Сворачиваю и еду к ним, полагая, что уклон небольшой и на них можно будет заехать. Однако подъехать к холмам не удается. У подножия подобие сухого болота с громадными (с колесо) кочками. Пришлось вернуться на дорогу и ехать дальше. Конца этой степи не видно и мы устав от поисков останавливаемся в лесополосе. Неудачно, но уже начало темнеть. Как выяснилось на следующий день до вполне приличных мест для ночлега нужно было ехать еще около 50 км. Вечером небо было абсолютно чистое, ветра не было.

Где-то около полуночи я проснулся от сильных порывов ветра. Палатку я по умолчанию стараюсь ставить так чтобы избежать падения на нее веток, но ветер был сильный и я опасался, что палатку может просто сорвать. Через час ветер ослабел и пошел дождь. Это меня успокоило и я уснул.

День двенадцатый (Воскресенье)

Утро было холодным и ветреным. Ну что за невезуха – только решил продлить путешествие и снова испортилась погода! Ладно, раз уж решили, едем дальше. После пос. Баяндай трасса идет вправо. Начинаются леса и холмы. Доезжаем до пос. Косая степь и уходим вправо на пос. Бугульдейка. Погода снова улучшилась!

Участок дороги пос. Косая Степь – пос. Бугульдейка.

Доехали до Бугульдейки, поплутали по поселку, пока не узнали, как проехать к берегу. На берегу стоит несколько машин с отдыхающими и палатки. На холме бродят люди.

Участок маршрута пос. Косая Степь – Бугульдейка - Еланцы

Берег у пос. Бугульдейка.

Пробуем воду. Мда, холодная как лед – ноги ломит сразу. Выезжаем из Бугульдейки мимо мраморного рудника и держим путь на пос. Еланцы.

До него идет отличная грунтовка. В Еланцах выезжаем на асфальт. Вскоре пейзаж начинает напоминать южный Казахстан – безлесные холмы.

Окрестности р. Анга.

Трава уже пожелтела. Видимо дожди в здешних местах большая редкость. Вот вам и секрет популярности Малого моря - здесь климат казахстанский, т.е. сухо и солнечно. Кому больше по душе влажный климат – добро пожаловать на восточный берег Байкала, на реку Снежная. Асфальт кончается и остаток пути до МРС едем по грунтовке. В лобовое летит очередной камень и оставляет еще одну трещину. Сколько этих камней прилетело на «спецучастках»… одним больше, одним меньше…

Вид с дороги пос. Еланцы - МРС

По дороге покупаем позы. Да, позы здесь и заметно дороже и менее вкусные чем в Тункинской долине. Не стоит на них больше тратить деньги.

И вот впереди замаячило Малое море. После спуска с последнего перевала проезжаем пос. Сахюрта и останавливаемся на площадке возле парома (МРС). За проливом виден Ольхон, паром стоит у причала на Ольхоне.

Паромная переправа. На заднем плане – о-в Ольхон, на переднем – МРС.

Очереди на паром - всего две машины, паром пойдет через 30 мин. Но нам туда не надо. По срокам не уложимся. (Мы побываем на Ольхоне в другой поездке). Подошел паром и привез с собой машины. Они съезжают задом и прямо на площадке перед паромом начинают разворачиваться. Остальные стоят на пароме и ждут, наблюдая за маневрами. Где логика? Почему не отъехать задом на площадку и не освободить проезд остальным.

Участок Малого моря.

Побродив по окрестностям, купаемся в ближайшем заливе. Вода прозрачная и теплая. Вот теперь можно ехать в Новосибирск. Въезжаем в Иркутск снова на закате, ну прямо карма какая-то. Я знаю что за Иркутском почти 100 км остановиться на ночлег негде, поэтому стараюсь побыстрее выбраться из города. Но это почти нереально. Ситуация сложилась так, что ехали мы почти до часу ночи, пока наконец не нашлось более-менее подходящее для ночлега место недалеко от пос. Залари.

День тринадцатый (понедельник)

Встали поздно. Я планировал доехать за день до Бирюсы. Однако в том районе полно населенных пунктов и места для ночлега подобрать не удалось. Кроме того, время еще позволяло и было принято решение миновать все "спецучастки" и после них остановиться на ночевку. Так и было сделано. Снова мимо мелькают перегонщики, которые на асфальте обгоняют нас, а на "спецучастках" мы обгоняем их. Вдоль дороги стоят машины с пробитыми колесами. Недоезжая 30 км до г. Канска останавливаемся на ночлег.

День четырнадцатый (вторник)

Встав утром, обнаружили, что вокруг полно грибов. Набрали ведерко груздей, подберезовики собирать не стали – все равно они не выдержат дороги.

До Канска доехали без приключений. В Канске поехали по указателям, которые вывели нас на объездную дорогу. Это конец! Никогда не ездите в Канске по объездной! Большой ее участок это просто раздолбанный до безобразия асфальт, а сама дорога обходит город на таком расстоянии, что путь в объезд раза в 3-4 больше чем напрямую.

Далее был Красноярск. Довольно долго за мной ехали дальнобойщики из Казахстана. Позже они поехали через Красноярск, а я по объездной. По рации я поинтересовался у них как сейчас ситуация с казахстанскими гаишниками. Они сказали что ничем не отличается от России. Ну что же, примем к сведению.

В Ачинске решили заскочить в супермаркет "Алпи". Продавцы не могут подсказать, где у них лежит какой товар. Похоже, их учили только информировать о скидках и картах покупки. Совершенно дурацкий супермаркет. На выезде из Ачинска зашли в обычный магазин где приобрели все, что хотели.

Заночевали не доезжая Боготола. Ночью светила полная луна. Полнолуние. Красота!

День пятнадцатый (среда)

Возвращаемся через Кемерово. Я этой дорогой еще не ездил, все больше через Томск.

Хочется посмотреть. Дорога не понравилась – много автомобилей, перед Кемерово дорога сильно петляет, если впереди грузовики – обогнать сложно. В Кемерово, по глупости, чуть не зацепил троллейбус. К 5 часам дня подъезжаем к Новосибирску. Еще пару часов стоим в нескольких пробках и к 7 подъезжаем к дому. Выгружаем вещи и ставим автомобиль в гараж.

Заключение

Общая длина маршрута – 7542 км

Сожжено бензина – 1005 л (ср. расход – 13,3 л на 100 км)

Затрачено денег на бензин – 17389 руб. (2,3 руб за 1 км)

Поломки: лампочка, кронштейн противотуманной фары, пробито колесо, трещины в лобовом.

Ссылки на отчеты:

Баргузинская долина - http://promalp.baikal.ru/art/07/0510/index.php

Написано 12 сентября 2007 года

Редакция от 21 июля 2010 года

Первоначально страница была размещена на сайте http://activesys.ru/tr/baikal/baikal2007.htm