Круиз по Хакасии

25 июля - 8 августа 2010 г.



Участники поездки
Транспортное средство – УАЗ-31514 на военных мостах 1995 г.в. 
Водитель – Банин Александр 
Пассажир – Щульцева Виталия (Иля)
Второй пассажир – собака Каспер (такса)

Предисловие
Почему именно Хакасия? На это повлияло несколько факторов. Во-первых, аномальная погода в 2010 году. Из-за погоды некоторые места, проезд к которым в прошлые годы не вызвал сомнений, в этом году были под вопросом. Во-вторых, высокая концентрация геологических (озера, пещеры, скалы...) и исторических (курганы, петроглифы...) достопримечательностей. И, в-третьих, близость к Новосибирской области.

В маршрут вошли несколько интересных, но малопопулярных у автотуристов участков:
  1. оз. Большое - п. Костино,  
  2. п. Чалыстаг - п. Сонский,
  3. п. Пушное -  п. Туманный,
  4. п. Вершино-Биджа - п. Толчея
  5. п. Вершина Теи - Ортон - г. Междуреченск.

Состояние участка от Большого озера до п. Костино было примерно известно по описаниям велосипедистов.
Решение проехать по участку п.Чалыстаг - п. Сонский было принято на месте.
Состояние участка от  п. Пушное до п. Туманный и участка от п. Вершино-Биджа до п. Толчея было неизвестно.
Участок проезда из Хакасии в г. Междученск через п. Вершина Теи в первоначальный план входил как возможный вариант обратного пути.  
Кроме того, в план вообще изначально не входил участок проезда по правому берегу Енисея: г.Минусинск - п. Новоселово. Решение проехать по нему возникло на месте из желания разнообразить маршрут.

Остальной маршрут проходит по хорошо известным и много раз описанным дорогам и не требует особого внимания. 

Маршрут поездки

тут была карта, но ссылка куда-то пропала

Примерный пробег по кругу: 3 700 км.


Первый день. 25 июля 2010 г. Маршрут: НСК – Журавлево – Кемерово – Мариинск – Тисуль – оз. Инголь – Шарыпово – оз. Большое.

Дорога до границы Красноярского края не вызвала затруднений, и вскоре мы были возле первой цели нашего путешествия.

Озеро Инголь находится недалеко от основной трассы, и к нему есть несколько съездов. Один съезд, совершенно неочевидный, ведет к северному и западному берегу. Вначале мы поехали по нему. Северный берег озера очень крутой, и на нем можно остановиться бесплатно, но расстояние до воды будет около 500 м. Тем не менее, даже такие места все были заняты. Далее грунтовая дорога ведет в обход горы и приводит к западному берегу, подъезды к которому загорожены шлагбаумами. Стоит табличка, предупреждающая о  том, что озеро является заповедной территорией краевого значения. Вся земля на берегу отдана в аренду под турбазы. Количество автомобилей на стоянках красноречиво говорило о количестве отдыхающих. Для нас это были совершенно неприемлемые условия. Пришлось вернуться на трассу и двигаться дальше. Съезд к восточному берегу оз. Инголь обозначен табличкой, указывающей, что это дорога ведет к пионерлагерю. Проверять это мы не стали.

Заправившись на окраине г. Шарыпово, мы добрались до п. Парная и поехали по берегу оз. Большое в поисках места для ночевки.  Народу было много, весь берег был занят. Стало ясно, что ночевать придется в стесненных условиях. Впереди появилась табличка палаточного лагеря “Тигергол”, куда мы и свернули. Парень у шлагбаума сообщил, что стоимость ночевки – 150 руб. (В 2013 г стоимость уже была 250 р.) Эта стоимость предполага, что утром нужно уехать до 9 часов, иначе придется доплачивать за остаток дня.

В палаточном лагере народу было немного меньше. Вода в озере была теплой и прозрачной. Мы вдоволь наплавались с маской. Дно озера каменистое, но камни неострые. (Во время последней остановки на озере в 2013 г выяснилось что купание теперь разрешено только в отведенных местах).

оз. Большое

Слишком давно мы не останавливались в публичных местах (отдавая предпочтение уединению), и я уже забыл все прелести организованного туризма. Последний раз, это была поездка на черноморское побережье около 10 лет назад. Но тогда я был моложе и не так остро реагировал на тесное соседство. Теперь мне представилась возможность вновь оценить это. Рядом расположилась шумная компания любителей музыки, которая сразу приступила к употреблению крепких напитков. На мою просьбу сделать музыку потише, мне было отказано и к тому же было заявлено, что мы сюда ехали, чтобы отдыхать, и поэтому за заплаченные деньги (целых 250 руб.) будем отдыхать «по полной программе». Как я уже упомянул, отдых в их понимании состоял в употреблении спиртных напитков и прослушивании музыки на полную громкость. Вакханалия по соседству продолжалась до середины ночи.


Второй день. 26 июля 2010 г. Маршрут: оз. Большое – оз. Круглое – оз. Малое – п. Копьево – п. Сарала – оз.Ивановское – п. Сарала – п. Подкамень – оз. Ошколь.

Утром мы быстро собрались, выехали из палаточного лагеря и направились к оз. Круглое, которое находиться за оз. Малое. За  поселком Оз. Большое установлена табличка, на которой написано, что оз. Круглое является особо охраняемой территорией. Подъезд к берегу платный. К тому же, за купание в озере взимается почасовая оплата.

К берегу ведет грунтовая дорога по вершине хребта с очень крутыми подъемами и боковыми уклонами. На УАЗе я не рискнул по ней ехать. Подъем начинается от самой таблички. Мы пошли пешком и через 20 минут поднялись на точку дороги, с которой открывался вид на озеро. Спускаться к озеру мы не стали, поснимали сверху и вернулись назад.
оз. Круглое
Дальнейший путь лежал по дороге в объезд Малого озера. Берега озера заросли камышами и заболочены. Для купания оно мало пригодно.

В поселке, расположенном на южном берегу, у местных жителей уточняем дорогу до п. Костино. От п. Костино к нему идет полевая дорога. К сожалению, проезжая оз. Чаголь, мы выбрали колею, которая шла ближе к воде. Как выяснилось позже, правильная колея шла правее метров на двадцать. Друг от друга они ничем не отличались. Это не вызвало беспокойства, поскольку первые 300 м обе колеи шли параллельно друг другу. В итоге, колея увела нас в восточном направлении, и мы сделали большой крюк, но возвращаться не стали. На асфальт мы выехали недалеко от Сулекской писаницы.
Маршрут оз. Малое - п. Костино (филетовый). 
Синим обозначен первоначальный план. Красная точка - место ошибочного выбора колеи

Сулекская писаница представляет собой жалкое зрелище – поверх древних изображений нацарапаны или набиты современные надписи, типа «Здесь был Петя из Луганска» и пр. Смотреть на это без сожаления невозможно.

Нам пришлось съездить в п. Копьево, чтобы заправиться. После этого, мы поехали на Ивановские озера. По дороге остановились в п. Сарала и долго искали изваяние. Пришлось залезть на капот с биноклем и высматривать направление.
Саралинское изваяние

Ну что же, едем на Ивановские озера. До п. Приисковый идет хорошая щебеночная дорога, которая заканчивается на подъезде к озеру. Здесь стояло несколько автобусов, а их пассажиры пешком ушли осматривать озеро. Перед озерами – около 2 км плохой дороги с множественными колеями. Прямо перед нами вперед вырывается местный УАЗ, который явно хорошо знает дорогу. Нам остается тупо ехать по его следам и можно не осматривать каждое ответвление колеи в поисках верного направления.

В 100 м от берега озера имеется небольшая полянка, где мы оставили машину. Справа от озера видны два водопада. Мы прогулялись к ближайшему из них, поснимали окрестности и поехали назад. 
оз. Ивановское

На обратном пути, недалеко от п. Приисковый, произошло непонятное событие. Нас остановили какие-то парни на мотоциклах и попросили дать пассатижи или зубило, чтобы исправить замок цепи. У меня в бардачке лежали пассатижи, я дал. Но дальнейшие их действия, заставили меня усомниться в их намерениях. Товарищ, который просил пассатижи, явно тянул время, пытаясь убедить меня, что пассатижи не подходят,  и попросил меня достать другой инструмент, явно вынуждая выйти из машины. При этом пассатижи вертел в руках и ничего не делал, а двое других парней продолжали копаться возле мотоцикла. Я пояснил, что ради него я не собираюсь разбирать багажник и доставать инструмент, тем более что им до поселка пешком около 10 минут. В конце концов он вернул мне пассатижи, и мы поехали дальше. Такой абсурдной ситуации, я даже представить себе не мог. Ему до гаража катить мотоцикл 10 минут, а я приехал за 700 км, и сейчас “все брошу” и буду помогать ему инструментами.  

В поселке Сарала возле заправки есть поворот на полевую дорогу вдоль Черного Июса, которая ведет к поселку Подкамень. Проезжая по ней, лучше выбирать объезды, расположенные левее. Колея, которая идет правее, имеет очень крутые подъемы и спуски. К сожалению, на этот участок трек не записался. По этой дороге можно ехать на любой машине. От п. Подкамень мы поехали на оз. Ошколь. 
Маршрут п. Сарала - п. Подкамень (синий)

Участок дороги п. Сарала - п. Подкамень

Пытаясь не повторять ошибки предыдущего дня, мы решили встать на западном берегу озера, подальше от дороги и от основной массы рыбаков. Не доезжая 2 км до озера, мы свернули вправо и по грунтовой дороге объехали заболоченный участок с северной стороны озера. 

Западный берег представляет собой настоящие земляничные поляны. 

Вода в озере мутная с желтоватым оттенком, но теплая. Впечатление портят только тучи кровососов. Нас по очереди атаковали сначала оводы, потом комары, потом мошки. Причем мошки роились облаком над нашими головами в таких количествах, что можно было слышать жужжание их крыльев. Но ветерок отгонял их. 
оз. Ошколь

Берег озера пустынный, без деревьев и кустов. Мы разбили палатку, готовясь к спокойному сну. Ближайшие соседи находились от нас на расстоянии 500 метров. На это раз ночной отдых нам подпортила погода. К вечеру стали сгущаться тучи, и около 12 ночи разразилась жуткая гроза. Ветер трепал палатку как тряпку. Под порывами ветра она сплющивалась. Все это сопровождалось молниями и громом, который бухал прямо над нашими головами. Потом хлынул дождь с градом. Нас начал бить мандраж. Грозовой фронт проходил минут 15, которые показались для нас вечностью. Находясь в городе, как-то не задумываешься о том, насколько может быть страшной такая гроза в чистом поле.  

Третий день. 27 июля 2010 г. Маршрут: круг по долине Июса (оз. Ошколь – Черное озеро – Сундуки – п. Мал. Кобежиков – п. Топанов – п. Ефремкино – п. Чебаки - оз. Ошколь)

С утра ветер утих. Я немного порыбачил. Поймал пару окуней на 10-граммовую вертушку. Пришлось делать из них уху. Утренние приготовления и сборы растянулись до 12 часов. За это время мимо нас проехала пара машин. Благодаря им выяснилось, что по самой кромке воды в северной части озера, есть проезд на основную дорогу. Единственное что нужно преодолеть – небольшой бродик глубиной около 60 см и длиной метров 10. 
Окуни

По плану сегодня было посещение сундуков. К сундукам можно добраться разными способами. Мы выбрали путь по полевой дороге с западной стороны. Вначале пытались найти петроглиф «Белая лошадь», но это нам не удалось.

Возле подъема на первый сундук организованы стоянка для машин, кемпинг и продажа сувениров. Отставив машину, мы пошли по тропе на первый сундук. Погода была пасмурной, и периодически моросил дождик. На вершине дул сильный ветер. Место оказалось популярным. Наверху находился целый отряд жаждущих зарядиться энергией. Они прикладывались телом к скалам и, видимо, это их «заряжало». Мы не стали долго задерживаться и, спустившись, двинулись по дороге вдоль сундуков. Заскочили посмотреть на «Храм солнца», который представляет собой «пирамидки» из камней на вершине холма. У меня возникло подозрение, что это сооружение уже нашего времени. 
Вид на ближайший сундук с "Храма солнца"

После сундуков поехали в сторону п. Шира. В п. Мал. Кобежиков свернули на п. Топанов. Нашей дальнейшей целью было посещение Кошкулакской пещеры. Дорога начинается в п. Топанов и идет вверх по ущелью. Обычная грунтовая дорога с множеством луж сносного качества вывела нас к пещере Кошкулакская-2, которая нас не интересовала, поскольку она ничем не примечательна. Исходно нашей целью была пещера Кошкулакская-1, до которой нужно было еще около 4 км ехать по ущелью. Но дорога туда едва просматривалась. Выглядела она так, как будто по ней последний раз ездили около месяца назад. Проехав по едва уловимой колее около 3 км, мы оказались в заболоченной низине, и, хотя до входа в пещеру оставался примерно один километр, я решил повернуть назад. Шанс застрять был слишком высок, а, судя по состоянию дороги, ездят по ней не часто. Скорее всего, основная масса посетителей доезжает до Кошкулакской-2 и оттуда уже пешком идет к Кошкулакской-1.

Дорога к пещере Кошкулакская-1

Попытка пробиться до входа в Кошкулакскую-1 и возвращение в п. Топанов заняли у нас почти 3 часа времени. День уже заканчивался, и нужно было решать с местом ночевки. Перспективным местом был берег р. Белый Июс. По дороге мы посетили «Камень здоровья». Берег Белого Июса, в принципе, оказался удобным для ночевки, но все портило громадное количество комаров. Было решено двигаться далее в п. Ефремкино.

По дороге приняли решение вернуться на оз. Ошколь и заночевать на уже проверенном месте. За п. Ефремкино проехали мост и завернули на дорогу до п. Чебаки. Дорога была ужасной – убитая грунтовка с большим количеством ям. Гораздо быстрее было бы вернуться на асфальт и проехать по нему. Солнце уже садилось и мы, наконец, доехали до п. Чебаки. После п. Чебаки дорога стала лучше. По дороге мы остановились и напилили дров для костра.


Прибыв на оз. Ошколь мы развели костер и, поужинав, легли спать.
Всю ночь шел мелкий моросящий дождь.


Четвертый день. 28 июля 2010 г. Маршрут: оз. Ошколь – Черное озеро –  п. Мал. Кобежиков - п. Ефремкиноо – Форелевое хозяйство - п. Ефремкино-  п. Шира – п. Туим – оз. Собачье

К 9 утра мы уже выехали. В п. Черное озеро пополнили запасы воды, купили свежей картошки и других продуктов. Доехали вчерашним маршрутом по асфальту до п. Ефремкино. Первоначально мы хотели остановиться и пройтись по "тропе предков". Но погода не радовала, и, поэтому, мы проехали мимо. Впрочем это и хорошо, т.к. позже я узнал, что за поход по "тропе предков" нужно платить деньги! 
Мы поехали в Форелевое хозяйство, где планировалось купить форели.  

По дороге была предпринята вторая попытка посещения пещер. Пещера Крест находилась недалеко от дороги за поселком. Мы подъехали к площадке, взяли фото- и видеокамеру и стали подниматься по тропинке в пещеру. Тропинка нашлась не сразу,  предварительно пришлось полазить по мокрой траве.

Примерно через полчаса подъема, я стал понимать, что переоценил свои физические возможности. Тропинка все поднималась в гору и конца не намечалось. Кроссовки скользили по грязи. Около десятка раз я останавливался отдохнуть. Наконец, остановки на отдых стали происходить каждые десять метров. Ноги уже подкашивались. Еще двадцать метров наверх, и я уже не смогу даже спуститься. Пришлось принять тяжелое решение о возвращении. Спускаться было не легче. После спуска я еле держался на ногах. Вторая попытка покорения пещеры тоже не удалась.   

Двигаясь вдоль реки по автодороге, мы доехали до форелевого хозяйства, но там нам отказались продавать рыбу. Сказали нужно ловить самим, тогда продадут. Ловля рыбы в специально зарыбленных местах это крайне неспортивное занятие для рыболова, и я отказался. Однако они порекомендовали доехать до второго форелевого хозяйства. Там нам тоже предложили половить, но я попросил их поймать для меня пару рыбок своими силами. Через пять минут нам продали пару рыбок общим весом около 2,5 кг.

Купив рыбу мы поехали до п. Туим, где полюбовались известным провалом.  На вершине провала арендована платная обзорная площадка, на которую едет основная масса народа. Но мы оставили машину внизу, у входа в штольню, и поднялись до провала пешком. Подъем занял не более пяти минут, зато мы увидели провал с другой точки обзора. Над провалом была натянута «тарзанка» для прыжков. Зрелище впечатляет!
Вид на провал
После посещения провала мы доехали до оз. Собачье, где остановились ночевать. Озеро небольшого размера, с прозрачной водой и илистым дном. Вода не холодная. Вид озера совершенно отличается от изображенного на рекламных фотографиях. Мы даже сначала не поняли, что это оно. По берегу озера идет дорога, и можно остановиться в любом месте. Место достаточно популярное, что неудивительно, т.к. на нем вообще нет комаров! Недалеко от нас «отдыхала» компания молодых людей, которые уехали после заката.
оз. Собачье

На озере мы приготовили купленную форель на гриле. Шел дождик, и нам приходилось прикрывать костер от дождя зонтиком.


Пятый день. 29 июля 2010 г. Маршрут: оз. Собачье – п. Чалгыстаг – п. Сонский – оз Дикое

С утра погода была пасмурной. Мы встали, искупались в озере, позавтракали. Мимо нас по дороге вдоль озера катались местные пацаны на мотоцикле.

Около 9 часов мы двинулись дальше. Наш путь лежал через п. Чалыстаг, где мы уточнили у мужиков возможность проезда вдоль железной дороги до п. Сонский. Нам подтвердили, что это возможно. Я могу сказать, что это был самый сложный участок всей нашей поездки. Полевая дорога была с глубокими колеями от тракторов. Она периодически разветвлялась на несколько путей, которые потом соединялись. Но выбрать по которой колее лучше ехать было сложно. В качестве ориентира служили свежие следы от грузовика. Где-то в середине пути мы встретили нескольких мужиков на тракторе и москвиче. Они сообщили, что я ехал не по следам грузовика, а по следам прицепа, который тащил трактор. Москвич ехал одному ему известным окружным путем. После проезда несуществующего п. Жарки (разъезд 308-км) дорога стала лучше. 
Маршрут п.Чалыстаг - п Сонский (синий)

До п. Сонский мы добрались в третьем часу дня, где купили печенье, пиво, минводу и др. продукты. Выехали из поселка в направлении на п. Пушное. На 7 км дороги стоял указатель поворота на п. Туманный. Мы свернули. Среди леса шла грунтовая дорога, местами сильно размытая потоками воды. Перед самым оз. Дикое дорога испортилась, появились многочисленные объезды по лесу.
Маршрут п.Сонский - оз. Дикое - п. Туманный (синий + красный)

Въезд на оз Дикое был обозначен шлагбаумом. Весь берег арендуется. Нам сообщили, что на берегу в данный момент народу немного. За 250 руб. выдается квиток на трехсуточное посещение озера.

Берег покрыт негустым лесом. При этом за день нашего пребывания на озере мы ни разу не увидели, ни мошек, ни комаров. Вода в озере мутноватая, холодноватая, много водорослей. Покатавшись по берегу, мы выбрали место для стоянки. В зоне отдыха действуют строгие правила: машину нельзя ставить ближе 50 м от воды. Это постоянно контролируется. На берегу имеются урны для мусора и туалеты. 
Берег оз. Дикое

Озеро находится в горной зоне, поэтому ночью там температура опускается до 5°С. Когда воздух становится холоднее воды, на озере поднимается туман. Ночью, во всеобщей тишине, где-то в тумане плещется рыба. Это создает щекочущую нервы мистическую атмосферу. Сразу вспоминается рассказ Стивена Кинга «Туман».

До 12 часов мы жгли костер, потом стало совсем холодно, и мы пошли спать. Ночь прошла спокойно.

Шестой день.30 июля 2010 г. Дневка на оз. Дикое.

День выдался солнечным. Мы два раза покатались на надувной лодке по озеру. Обгорели на солнце. Поскольку была пятница, с пяти вечера стали подтягиваться отдыхающие из ближайшего поселка, которые вскоре заполонили весь берег. Расстояние от одной группы отдыхающих до другой было порядка десяти метров. В обязательные атрибуты отдыха на природе у каждой группы входили: шашлык, громкая музыка, спиртное, купание на надувных матрасах. Указанные элементы «культурной программы» выполнялись за пару часов, после чего отдых переходил в вялотекущую фазу общения у костра. Особенно музыкальные группы растянули свою программу на всю ночь. Выделялись любители русского рэпа и популярной музыки расцвета социализма. Надо отдать должное органам правопорядка – каждый час приезжала «буханка» с милицией и контролировала процесс отдыха.

Седьмой день.31 июля 2010 г. Маршрут: оз. Дикое – п. Сорск – долина царей – п. Вершино-Биджа – п. Толчея – п. Бородино – п. Мохов – г. Абакан – г. Минусинск – п. Новотроицкое – Тубинский залив.

Оставив отдыхающих на озере, мы продолжили наше путешествие. Перед санаторием Туманный, возле дороги находится огороженная металлическим забором скважина с водой. Здесь мы пополнили запасы воды, а в п. Ербинская заехали в магазин и купили хлеба, сыра и напитков.

Выехав в Долину царей, мы последовательно посетили: Казымякский курган, Салбыкский курган и Ворота в Долину царей. У Салбыкского кургана установлена табличка, стоят юрты, торгуют сувенирами и есть гид. Четыре года назад, при моем первом посещении, такого сервиса не было.
Один из многочисленных курганов в "Долине царей"

Доехав по асфальту до п. Вершино-Биджа, мы свернули на полевую дорогу до п. Толчея. Уточнять путь было не у кого, но мы двигались в правильном направлении и вскоре въехали в п. Толчея. Из поселка первым делом поехали к Бородинской пещере. Нам было известно, где она примерно находится, и мы выбирали дороги, руководствуясь нужным нам азимутом. На площадке недалеко от пещеры мы встретили людей на форде пикапе с новосибирскими номерами. Они рассказали нам как попасть в пещеру. С собой в пещеру мы взяли видео- и фотокамеру, а также фонарики.
Маршрут п.Вершино-Биджа - п. Толчея (красный)
Вход в Бородинскую пещеру обозначен табличкой. Сама пещера оборудована стальными лестницами, которые облегчают спуск. Нужно сказать, что выбор обуви оказался неудачным – кроссовки скользили. Поскользнувшись несколько раз, я измазал руки в грязи. Внутри пещеры холодно и влажно. Фонарь рассеянного света оказался бесполезным. Для спуска в пещеру лучше брать с собой фонари с направленным лучом. Спустившись на три лестницы, я попал в большой зал с высоким потолком. Попытки что-то сфотографировать оказались неудачными. Дальше первого зала я не пошел, т.к. с трудом передвигался в скользкой обуви. Пришлось возвращаться. Главное, что третья попытка попасть в пещеру для нас оказалась удачнее первых двух.
Вход в Бородинскую пещеру 

После посещения Бородинской пещеры мы вернулись в п. Толчея и поехали искать пещеры Грот и Двуглазка. Грот виден с дороги. А Двуглазку мы не нашли, но потеряли кучу времени на поиски. (Со слов знающих людей на 300 метров раньше Грота есть тропинка через речку Толчея и там по низинке прямо идет хорошо протоптанная тропинка до Двуглазки.) С этого момента уже стало понятно, что на посещение археологических и геологических достопримечательностей нужно закладывать гораздо больше времени (а еще лучше ходить с провожатым). Поскольку даже зная точные координаты и вид  (по фотографиям), их не всегда удается найти.  

Из п. Толчея путь лежал в п. Бородино. Здесь уже начиналась асфальтовая дорога, выходящая на трассу М-54. По трассе М-54 мы поехали в сторону Абакана, но вскоре свернули на полевую дорогу, ведущую в Барсучий лог.

Барсучий лог – это свежераскопанный курган, еще не испорченный любителями гадить надписями. Рядом с курганом имеется оборудованная смотровая площадка. От Барсучьего лога на юг идет полевая дорога на трассу.
Курган Барсучий лог  

День был насыщенным и уже близился к концу. Приближался вечер, и нужно было искать место для ночевки. Мы свернули с трассы М-54 в п. Пригорск и поехали к берегу Красноярского моря (в залив Мохов Тупик).

По дороге мы проехали мимо нескольких тюремных зон, огороженных забором с колючей проволокой. На развилке перед п. Мохов мы свернули влево, но, спустя километр, в нос ударил запах очистных сооружений. Пришлось разворачиваться и исследовать берег в другой стороне от поселка, в районе дач. Здесь на берегу стояли несколько палаток. Берег голый, вода мутная и холодная, дует сильный северный ветер.

Мы уже было решили остановиться в таких неблагоприятных условиях. Расстроенный, я стал рассматривать окружающие горы. Справа была гора Куня, а за морем возвышалась гора Тепсей. В бинокль, правее г. Тепсей, был виден сосновый бор. Отдыхающих на берегу не было заметно. Я прикинул расстояние, необходимое чтобы добраться на другую сторону моря. Нужно было проехать Абакан, Минусинск. Получалось около 50 км. Даже с учетом задержки на проезд городов за пару часов до заката можно успеть. Там должны быть более благоприятные условия, т.к. ветер будет дуть на берег, а деревья немного погасят его. И мы рванули туда.

Тубинский залив и расположенный на его берегу Потрошиловский бор довольно популярное место отдыха среди жителей Абакана и Минусинска. Начиная от п. Городок, который расположен на восточной оконечности Тубинского залива, навстречу нам ехали толпы отдыхающих, возвращающихся после отдыха. Это вселяло надежду, что на берегу можно будет найти свободное место. Полевая дорога вскоре привела нас в бор. Первые двести метров дорога по бору шла мимо огороженной арендованной территории. Палатки отдыхающих там стояли в 3 метрах друг от друга.
Наша стоянка в Потрошиловском бору

Вскоре мы выехали на дикий пляж. Многие места были заняты, что неудивительно, так как была суббота. Берег песчаный, на нем растут тополя и ивы, а чуть поодаль начинается сосновый бор. Места здесь красивые, сразу становится ясно, что они популярные. Бор тянется на несколько километров, и места хватает всем. Очень напоминает местность Энхалук на Байкале, но вода более теплая. Для установки палатки мы выбрали место, прикрытое от ветра холмом. 
Пляж в Потрошиловском бору


Восьмой день.1 августа 2010 г. Дневка на Тубинском заливе.

Весь день было облачно и дул ветер. Мы купались и сжигали на костре пластиковые бутылки и прочий мусор, разбросанный по берегу. К вечеру пошел непродолжительный дождик. После дождика приехал мужик на "буханке" и поинтересовался где стоят мои сети. Я ответил, что мы тут по другой причине. Он оказался достаточно общительным и рассказал историю про Потрошиловский бор, которую я передаю вам:
«Когда-то по реке Туба проходил зимний санный торговый путь. А в бору прятались разбойники, который грабили (потрошили) караваны. Потом в них проснулась совесть, и они построили деревню, позже названную Потрошилово. Первым зданием в деревне был храм, постороенный без единого гвоздя. Деревня была затоплена водохранилищем. Перед затоплением храм разобрали и перенесли в другое место. Когда храм разбирали, то обнаружили в углу каждого сруба по золотой монете. Деревню затопили, а бор так и остался – Потрошиловским.»

Девятый день. 2 августа 2010 г. Маршрут: Тубинский залив – п. Городок – п. Беллык – Паром – п. Новоселово – п. Джирим - оз. Беле – п. Шира – оз. Итколь – оз. Шунет

С утра у нас возникла дилемма куда ехать: на юг или на север? Было решено доехать до развилки и уточнить состояние дороги на север.  В п. Городок нам сказали, что на север идет приличная дорога через паром, и это решило наши планы.

Местность с восточной стороны красноярского водохранилища ничем не отличается от Хакасии. Дорога действительно оказалась приличной – везде асфальт, кроме участка щебеночной двухполосной дороги между п. Белык и п. Куллог. За паром до п. Новоселово с нас взяли 140 рублей.


В районе п. Анаш находится ленточный бор. На пароме с нами ехали люди, возвращающиеся с отдыха в этом бору. По всем признакам это должно быть хорошее место для отдыха.

От п. Новоселово путь лежал в район озер п. Шира. Возле оз. Беле мы заехали на холм и осмотрели береговую линию. Весь берег арендован организациями, которые за 250 руб. в сутки разрешают заехать за шлагбаум. На берегу есть магазины с запредельными ценами и туалеты. Видимо это все, что требуется для отдыха стандартного посетителя. Подобная перспектива меня бы устроила только в самом крайнем случае. Берег Беле оставил крайне неприятные впечатления. Поэтому мы поехали дальше.

На оз. Шира я даже не планировал заезжать. В п. Жемчужный слишком много баз отдыха и, соответственно, народу, а кемпинг «Привал странников» меня не привлекал своей удаленностью от воды и домиками. Я не сторонник «организованного» отдыха в домиках.  

В п. Шира мы пополнили запасы продуктов и поели в столовой. После этого двинулись на разведку к оз. Итколь. Здесь нас снова ждало разочарование. Подъезды закрыты шлагбаумами, где взимают деньги за проезд на берег. Установка палаток возможна только в кемпинге далеко от воды. С таким же успехом можно остановиться в степи бесплатно в любом месте. Душ, баня и туалет нам не требуется. Так за что платить?

Мы поехали в сторону оз. Шунет. Долго думали куда лучше – на Шунет или на Матрак? Решив, что особой разницы нет, поехали на оз. Шунет. Снова дорогу перегородила платная стоянка. Хорошо хоть был объезд и дикий пляж. Место ничем не примечательное. Низина между холмов. Вода в озере горько-соленая, но минерализация слабая. По берегу растет тростник. На ощупь вода холоднее, чем в Енисее. После купания кожа горит от холода. Окрестности оз. Шунет по сравнению с Потрошиловским бором смотрелись очень бледно. Что привлекает сюда людей осталось для меня загадкой. Но за день мы уже накатались, а на берегу были места для установки палатки, поэтому мы остановились на ночлег.

Десятый день. 2 августа 2010 г. Маршрут: оз. Шунет – п. Шира – оз. Утичье-3

Утром я залез на ближайший холм и сфотографировал окрестности. С вершины были видны также озера Итколь, Шира и Чаласколь. 
Вид с холма возле оз. Шунет (вдали видно оз. Чаласколь)

Во время утренних сборов я обнаружил, что у меня открутились и потерялись гайки крепления амортизаторов вместе с подушками и шайбами. Необходимо было вернуться в п. Шира и купить потерянные детали. На удачу, к озеру подъехали искупаться ребята на грузовике, и у них я уточнил, где в п. Шира находится специализированный магазин запчастей для УАЗ и ГАЗ. По их словам, магазин расположен недалеко от горбольницы.

Мы собрались и поехали в п. Шира. В магазине запчастей я купил все, кроме шайб большого диаметра. Шайбы – не проблема, наверняка в любом СТО можно попросить шайбы. Так мы и поступили. Работающая СТО находилась во дворах за Универмагом, где мне разрешили покопаться в их стойке с крепежом. Все детали я установил прямо перед СТО, после чего мы поехали искать озеро Утичье.

Я предполагал, что дорога на озеро должна была начинаться где-то в поселке Борец. Вначале мы выехали на дорогу, ведущую в п. Старый Борец. Когда стало ясно, что она не приведет нас к озеру, пришлось вернуться и ехать по азимуту. К озеру мы подъехали с юго-восточной стороны. Дорога спускалась с высокого холма. Мы спустились вниз. На берегу сидели рыбаки. С их слов, в озере водится только карась. Берег весь зарос осокой, и имелось только несколько выходов к воде. На земле росли жесткие кустарники, и выбор места для палатки был проблематичен. На другой стороне озера виднелся шлагбаум, по-видимому, там был платный участок. 
Маршруты к озеру Утичье-3 (синий - основной, серый - наш)

Пока позволяло время, мы искупались и поплавали на лодке. Вода мутная, слабосоленая, но теплая. Мы нарезали осоки и уложили ее на месте установки палатки. Это должно было немного выровнять торчащие из земли кусты и смягчить наш ночной отдых.  
оз. Утичье-3

После захода солнца нас одолели полчища комаров, и ужинать приходилось, подсовывая ложку под накомарник.

Одиннадцатый день. 3 августа 2010. Маршрут: оз. Утичье-3 – п. Боград – п. Троцкое – г. Абакан – г. Минусинск – Тубинский залив.

Утром мы проснулись в ужасном подавленном состоянии. Списав такое самочувствие на нездоровые испарения озера, мы решили как можно скорее убраться. По основной дороге, ведущей на озера, мы выехали на трассу. Оказалась, что она начинается возле АЗС, расположенной в п. Власьево, что возле п. Борец.

Периодически шел дождик, под который мы проехали п. Боград и выехали на развилку в п. Троицкое. Здесь решили заехать и осмотреть Боярские писаницы. Поскольку дороги мы не знали, пришлось немного поплутать. Но мы их все-таки нашли и осмотрели. Их состояние было значительно лучше чем у Сулекской писаницы.
Боярская писаница (фрагмент)

После этого мы направились в г. Абакан, т.к. нам нужно было выполнить одно поручение. Мы около часа катались по Абакану, но нужного товара все равно не нашли. От расстройства решили снова заночевать в Потрошиловском бору, там можно восстановить силы после испарений Утичьего.  

По уже известной нам дороге мы доехали до бора. Народу было мало, и можно было выбрать более живописное место чем то, в котором мы останавливались в первый раз.  
Наша вторая стоянка в Потрошиловском бору

Двенадцатый день. 4 августа 2010 г.  Дневка на Тубинском заливе.

День выдался на редкость удачный. Весь день светило солнце. Мы накупались и отдохнули вдоволь. Было приятно ходить по песчаному пляжу. Поскольку мы уже второй раз были в Потрошиловском бору, я заметил закономерность: днем ветер дует с севера, а ночью – с востока. Если стоять лицом к воде, то прямо перед глазами – хребет Оглахты, справа – гора Тепсей, слева – гора Куня. Если вы верите в существование мест, где атмосфера способствует отдыху и накоплению сил, то по моему мнению Потрошиловский бор – это именно такое место.
г. Тепсей

Неприятным открытием этого дня был обнаруженный при осмотре машины сломанный коренной лист передней рессоры. Это означало, что завтра придется аккуратно добраться до асфальта,  искать место, где купить рессору, а затем – где ее установить. Впрочем, установить ее можно и самостоятельно, но очень не хотелось тратить на это время.  

Тринадцатый день. 5 августа 2010. Маршрут:  Тубинский залив – г. Минусинск – п. Шушенское – п. Майна – г. Саяногорск – п. Бея – п. Бондарево – п. Аскиз – п. Казановка

Нас разбудили птицы, которые скакали по палатке и кричали. С утра уже установилась пасмурная погода. Мы собрались и не торопясь доехали до асфальта. При въезде в г. Минусинск я заметил рекламу официального дилера ГАЗ и УАЗ. По стрелкам доехали до магазина, где приобрели рессору. В принципе, при магазине была и СТО, но она не работала по причине отсутствия электричества. Я решил, что сменю рессору самостоятельно, нужно только выехать из города и найти удобную площадку. Но при выезде из Минусинска мы заблудились и выехали не на ту дорогу, но, видимо, это была судьба, т.к. проезжая по дороге мимо автопарка, я увидел на воротах вывеску – ремонт ГАЗ и УАЗ. Ни на что не рассчитывая, я въехал в ворота и подъехал к СТО с настораживающим названием «Шаман». Ребята из СТО, выслушав меня, сказали, что могут прямо сейчас сменить рессору, и я отдал машину в их руки. Через 40 минут мы уже ехали в п. Шушенское на новой рессоре.

В Шушенском мы зашли в музей, где провели около часа, выслушивая подробности о жизни в прошлом веке. Экскурсия понравилась.

От Шушенского по правому берегу Енисея до п. Майна идет асфальтовая дорога.
По информации, возле Майнской ГЭС тоже имеется форелевое хозяйство, где мы планировали купить рыбы. Но по прибытии на Майнскую ГЭС оказалось, что форелевое хозяйство не работает и закрыто до ноября.

Остаток дня мы ехали до п. Казановка. За п. Аскиз всю дорогу лил дождь. Возникло знакомое ощущение что въезжаем в “Мордор”. Еще до поездки я знал, что где-то в районе п. Казановки есть музей под открытым небом и при нем есть кемпинг. Доехав до ж/д станции Казановка, я стал искать дорогу к кемпингу. Найдя какую-то полевую дорогу, мы поехали по ней и уперлись в р. Аскиз. Глубина реки была около 60 см, и мы взяли ее вброд. Все это время лил дождь, и из машины ничего толком не было видно. На другой стороне реки дорога превратилась в тропинку. Впереди виднелась деревня Болганов. Я подумал, что вряд ли правильная дорога до кемпинга будет идти через брод. Поэтому мы вернулись на асфальт и проехали дальше.

Солнце уже село, и мы ехали в полутьме. Доехав до п. Казановка, мы расспросили местных. Оказалось, нужно было проехать мост через р.Аскиз и свернуть вправо. Вскоре мы благополучно добрались до огороженной деревянным забором площадки с деревянными юртами. Я пошел искать руководство базы. Но оказалось, что никого на месте нет. Все куда-то уехали. За небольшой группой туристов оставили следить сторожиху, которая совершенно не владела ни информацией, ни полномочиями. Более того, она восприняла меня как проверяющего и пряталась. Когда я наконец ее поймал и спросил кто здесь главный, она отчиталась «по уставу», но благосклонно разрешила нам заехать на территорию. Мы поставили палатку недалеко от входа. Ужин готовили в палатке, т.к. пошел дождь.


Четырнадцатый день. 6 августа 2010 г.  Маршрут: п. Казановка – п. Бирикчуль – п. Вершина Теи – п. Шора – п. Ортон – г. Междуреченск – г. Новокузнецк

Утром мы собрались и выехали, не попрощавшись и не заплатив (вечером сторожиха сказала, что она не в курсе расценок за кемпинг). У нас еще было в запасе несколько дней, поэтому решили прокатиться по дороге вдоль р. Аскиз до конца. В благоприятном случае – проехать до Междуреченска.

В п. Бирикчюль нам сообщили, что это последняя заправка, поэтому мы залили полностью оба бака. Сразу за поселком асфальт кончился, и началась щебеночная дорога. После п. Вершина Теи дорога стала получше и закончилась на развилке за мостом через р. Балыксу.  

От развилки на север шла дорога до п. Балыкса, на юг – направление на бывший п. Усть-Веселый. Нам налево. Вся река перекопана драгой, и дорога идет по отвалам из гравия и камней. Незаметно, дорога снова разветвилась. Мы поехали по правой колее, ведущей в ущелье  р. Кедровка. До развалин п. Большой Ортон дорога никаких затруднений не вызвала, за исключением пары мест, где ее размыло, и нужно было аккуратно проезжать по краю оврага. На дороге много луж и несколько бродиков.
Участок дороги по руслу

Немного не доезжая п. Большой Ортон, нам встретился X-trail с семьей, который ехал к нам навстречу. Мы остановились и расспросили друг друга о дальнейшей дороге. По их словам, около п. Ортон будет плохой участок, большие крены, диагональные вывешивания и пр. Что такое диагональное вывешивание у X-trail я предполагал, и особого значения этому не придал, а вот слово «крены» насторожило. Они не обманули, действительно, перед самым п. Ортон был неприятный участок около 20 м длиной с прокатанными грузовиками колеями, с неприемлемым креном для УАЗа. Пришлось тщательно выбирать способ проезда. Участок Усть-Веселый – Ортон мы прошли за 4 часа.
Маршрут движения п. Усть-Веселый - п. Ортон. (фиолетовый)
Красными точками обозначено местоположение сложных мест

В п. Ортон мы подъехали к шлагбауму, где нас переписали. Я расспросил про дорогу Ортон – Сензас – Таштагол, на что мне ответили, что они никого туда не пускают, т.к. ехать нужно через поселок (поселок является поселением заключенных). Поэтому желающие проехать по этой дороге должны учитывать, что проезд по ней возможен только со стороны Таштагола. Со стороны Ортона вас просто не пропустят (если у вас нет блата среди местных)!  

От п. Ортон до г. Междуреченск идет насыпная дорога в две, местами в три полосы. Дорога монотонная, но она очень опасная, много серпантинов и необозначенных поворотов. Перед понтонным мостом через р. Томь стоит шлагбаум.

От г. Междуренск до г. Новокузнецк идут сплошные населенные пункты и дачи. Места для ночевки найти невозможно. Мы остановились в черте г. Новокузнецк на берегу р. Томь. Место неудачное, но уже темнело, и деваться было некуда. Из города раздавались звуки музыки и голос ди-джея. Видимо где-то в парке шел концерт под открытым небом.

Вечером пошел дождь, который в 3 часа ночи перешел в грозу. Гроза напомнила нам ночевку на берегу оз. Ошколь. В этот раз не было сильного ветра, но гром грохотал, и молнии сверкали прямо над палаткой. Около 6 утра снова раздался финальный удар грома, прозвучавший как пушечный выстрел над ухом.   

Пятнадцатый день. 7 августа 2010.  Маршрут: г. Новокузнецк – г. Ленинск-Кузнецкий – г. Новосибирск

Новокузнецк мы проехали по объездной, затем ушли на Ленинск-Кузнецкий. По дороге в заехали в кафе в п. Журавлево.
Новосибирск нас встретил ливнем и пробкой от поста ГАИ на «кузнецкой» трассе.

Выводы:

Ожидания от Хакасии оказались завышенными. Пещеры были недоступными, озера встречали нас шлагбаумами и толпами народа. Шлагбаум можно считать полноправным символом Хакасии.
Ивановские озера и Сундуки я бы отнес к разряду мест типа “must see” (нужно посетить для галочки).
Настоящими открытиями, ради которого стоило ехать в эту поездку, для меня оказались озеро Дикое и Потрошиловский бор. Повторное посещение бора в 2013 г. вызвало разочарование - народу стало очень много и весь берег загажен. Также достойно посещения Большое и Собачье озера. Широко известные озера в окрестностях п. Шира подходят только для отдыха выходного дня. Специально ради них не стоит ехать в Хакасию. Точно такие же озера можно найти в Новосибирской области и Алтайском крае. Озеро Большое полостью испорчено коммерцией.
Все остальные места не запомнились чем-либо заметным.

Другие фотографии из этой поездки лежат здесь

Фильтрованные треки поездки для OZiExplorer здесь


Редакция от 18 августа 2013 г.
Написано 16 августа 2010 г.