expidpolka

Экспедиционная полка

Существуют автотуристы, предпочитающие, по разным соображениям, спать в машине. Но я категорический сторонник использования палатки. Ночевка в машине оправдана только в очень неблагоприятных условиях, когда нет возможности поставить палатку.

Рассматриваемая далее полка предназначена для дальних многодневых поездок в автономном режиме. Основные задачи которые ставились при разработке конструкции полки:

  • выполняет функции кровати,

  • во время движения обеспечивает жесткое крепление вещей и снаряжения,

  • обеспечивает свободный доступ ко всем вещам,

  • масса конструкции сравнима с массой демонтированных сидений,

  • простота монтажа,

  • не требует дополнительных изменений в автомобиле (Для крепления полки не требуется модернизировать конструкцию автомобиля, не нужно сверлить ни одного дополнительного отверстия в кузове).

Полка. Вид снизу. Видны выдвижные панели.

Выделены точки крепления к кузову, к угловым кронштейнам и к нижнему П-образному кронштейну.

Угловые кронштейны (слева) и П-образный кронштейн с креплениями (справа).

Поверхности полки и панелей выполнены из 8 мм фанеры, которая крепиться на алюминиевых заклепках к каркасу. Каркас полки выполнен из стальной трубы 20x20 мм и уголка на 20 мм. Конструктивно полка состоит из следующих элементов:

  • основной панели,

  • двух выдвижных панелей, которые в сложенном состоянии задвинуты в основную полку,

  • двух угловых кронштейнов, устанавливаемых в нижние штатные крепления заднего сиденья,

  • П-образного кронштейна, который функционально делит пространство под полкой на два отсека. Он предназначен для обеспечения жесткости при большой нагрузке на полку сверху (спят два человека). Кроме того, за него крепятся канистры с топливом и водой.

Полка крепится в четырех точках (по две с каждой стороны) за существующие в кузове отверстия для крепления задних сидений и спинок доп. сидений в багажнике, с помощью кронштейнов, сделанных из уголков на 50 мм. С передней стороны полка опирается на два угловых кронштейна, к которым, в свою очередь, крепиться П-образный горизонтально расположенный кронштейн. Между полкой и кузовом по всему периметру предусмотрена щель шириной 2 см. Она обеспечивает доступ к приваренным к каркасу скобам для крепления крючков резиновых шнуров. Кроме того через щель вентилируется пространство под полкой, что особенно актуально после бродов и длительных многодневных дождей.

Задние сиденья демонтированы.

Выделены закрепленные на кузове кронштейны.

Высота полки позволяет размешать под ней в переднем отсеке в стоячем положении семь двадцатилитровых канистр. Практически в поездках использовалось схема: три двадцатилитровых канистры + канистры для воды (4x10л) + ведро и др.

Установка полки. Выделены крепления для вещей, укладываемых на полку

(крепления можно вдавить, чтобы не повредить коврики).

Сбоку полки также есть скобы для крепления (не видны).

Во время поездок сверху на полку укладываются легкие вещи (спальные мешки, коврики, сумка с одеждой, документы, фото- и видеокамера и пр.), которые фиксируются резиновыми шнурами с крючками и "пауком" из резиновых нитей.

Вид установленной полки сбоку в сложенном состоянии.

Выделены угловой кронштейн (снизу крепится в отверстия для задних сидений) и

видимые детали П-образного кронштейна. Под полкой спереди крепятся канистры.

Вид установленной полки сзади.

Выделен П-образный кронштейн и элементы его крепления.

Полка используется уже около 3 лет и апробирована в нескольких длительных поездках. Для приведения полки в спальное состояние необходимо выдвинуть передние сиденья максимально вперед и откинуть спинки этих сидений назад. После этого выдвижные панели выдвигаются вперед и фиксируются.

Полка с одной выдвинутой панелью.

В рабочем положении передний конец панели опирается на специальную опору (не показана).

Полка с одной выдвинутой панелью.

Выделен угловой кронштейн и элемент П-образного кронштейна.

Вариант укладки вещей

Единственный недостаток - время приведения конструкции в спальное положение превышает время на установку палатки. Поэтому в разложенном состоянии полка использует только при стоянке в очень неблагоприятных условиях (сильный ветер, дождь, отсутствует место для установки палатки и пр.)