Обское море

Разведка северной части Обского моря

2011

Обещанная гидрометеорологами хорошая погода на выходные дни 11-13 июня 2011 г. позволила осуществить суточный выезд с ночевкой на Обское море. Основная проблема на этапе планирования заключалась в том, где спустить на воду лодку, и у кого оставить машину на время нашего плавания. После долгих консультаций с опытными товарищами и нескольких звонков был найден вариант спуска лодки в п. Боровое. Машина, на время путешествия, будет оставлена во дворе одного доброго человека.

В Боровое мы прибыли к обеду 11 июня, нашли человека, который будет присматривать за машиной. Он рассказал, где можно спустить лодку. Описанное им место мы не нашли, но нашли проезд (недоступный для пузотерок) на дикий пляж, примыкающий к основному платному пляжу. Из-за жаркого дня, там было полно народу, но мы отыскали участок на самом краю, где можно было подъехать на машине к самому берегу.

На накачку лодки, ее снаряжение и погрузку вещей ушло 45 мин. С собой были взят запас топлива — 2 канистры по 20 л.

После разгрузки, я отвез машину на место хранения и вернулся назад пешком. По предварительному плану, мы должны были держаться направления на юг и по пути обследовать острова. Мы сразу почувствовали особенность плавания по большому открытому водному пространству. Встречный южный ветер создавал волны с белыми барашками. Плыть против волны можно было только на очень небольшой скорости. При попытке разогнаться, волна начинала бить в нос и брызги летели на нас.

Первым на нашем пути был остров Нечунавский. Мы обходили его с юго-восточной стороны. С этой стороны берег острова, в основном, обрывистый и в нескольких местах пологий. В пологих местах уже стояло множество разнокалиберных лодок, а по берегу ходили люди.

Следующим островом на нашем пути был остров Елбань. Специфика этого острова такова, что пригодный для подхода пологий берег он имеет только с северной стороны. С этой стороны острова достаточно глубоко (~ 4 м на расстоянии 50 м от берега) и практически отсутсвует волнение, т.к. остров закрывал ветер и отбрасывал ветровую "тень". На его берегу было полно народа. Некоторые катались на водных лыжах в "тени" острова. С вытянутых сторон острова под водой были заметны достаточно длинные подводные косы, поэтому мы отошли подальше, чтобы безопасно обойти остров.

Далее, мы направились в сторону Пичуговских островов. Первая, на нашем пути, группа Пичуговских островов имела обрывистые берега с массой лежащих в воде деревьев, упавших с яра. Перспектив подойти к их берегам с этой стороны не было. К этому времени мы уже достаточно утомились идти против волны. Спина и задница болели от постоянных ударов волн. Поэтому, мы решили идти под углом к фронту волн и направились на юг к острову Атамановскому. Движение под углом к волне позволило немного разогнаться. Храктер движения изменился — вместо тряски теперь стало раскачивать с большой амплитудой (высота отдельных волн на глаз достигала 0,7 м). Подобная качка привела к тому, что завтрак стал проситься наружу.

Северная сторона острова Атамановский имела обрывистый берег, с небольшим пятачком для подхода. К сожалению, этот пятачок был занят людьми. Мы обошли остров с западной стороны на значительном удалении от него, т.к. под водой имелась длинная подводная коса. Берег на южной стороне острова, в основном, пологий и песчаный. На берегу много бревен — мы подошли аккуратно, чтобы не повредить лодку, т.к. волна била в берег. Выбрали небольшой пятачок и пристали, чтобы отдохнуть. Песок под лодкой постоянно подмывало прибоем, поэтому приходилось за ней постоянно следить, чтобы не унесло от берега.

С острова хорошо виден поселок Быстровка, от которого к острову часто шныряли лодки, привозящие людей. Вскоре недалеко от нас на берегу обосновалось множество народа. После того как мы перекусили, искупались и немного отошли от качки можно было двигаться дальше. Мы пошли вдоль южного берега водохранилища. Берег был просто усыпан людьми, палатками и машинами. Народ не останавливал ни обрывистый, ни заболоченный, ни поросший осокой берег. Но особо популярными были пологие места. В них концентрация отдыхающих достигала одной палатко-машины на 3 м береговой полосы.

Разведав ситуацию на берегу, мы пошли на север, ко второй группе Пичуговских островов. Они представляют собой заросшие березовым лесом и кустарником обрывистые островки, подход к которым затруднен растущей со всех сторон осокой. В тех местах, где к берегу можно было пристать, видны причалы и домики. Народ был на каждом острове. Между островами было очень мелко (0,8-1,5 м) и пейзаж напоминал неглубокое озеро среди леса. Вода мутная. Первый повстречавшийся на нашем пути остров был утыкан табличками с надписями, запрещающими подходить к берегу. В деревьях просматривался складированный пиломатериал, вагончик и постройки.

Время близилось к вечеру, нужно было найти место для ночлега. Мы курсировали между Пичуговских островов. Несмотря на заблоченный пейзаж, все берега (где можно было причалить) были заняты народом. От островов мы решили отправиться к северному берегу водохранилища и поискать место для стоянки там.

Северный берег в р-не п. Красный Яр - п. Новопичугово мне хорошо знаком, я много раз обследовал его на машине и прекрасно знал, что он практически безлесый, а берег заболочен. Осмотр в бинокль показал, что несмотря на неблагоприятные для отдыха условия, на удобных для подхода лодки местах полно народу. В воде было много водорослей, поэтому пришлось периодически счищать намотавшуюся на винт растительность.

Проплывая мимо острова Половинский борок, мы заметили что его облюбовали чайки. Они стаями кружились над нами и кричали. Берег острова зарос осокой. В тех местах, где осоки не было, был обрыв высотой от 1 м. Безлесый участок острова зарос хвощом, в котором, по видимому, чайки устроили гнезда.

От этого острова мы направились к берегу, где были остановлены стеной водорослей. Запах от их гниения витал в воздухе. Отчаявшись, мы решили идти в сторону п. Завьялово, чтобы найти место для ночлега на берегу, пусть и в тесном соседстве с другими отдыхающими.

По дороге пришлось обходить ставные сети, которые тянулись на 200 м. После маневра обхода прямо по курсу был замечен остров, который мы решили обследовать, без особой надежды на успех. На острове были постройки и люди, но с северной стороны располагалась удобная для подхода песчаная коса, к которой мы и пристали, решившись остановиться на ночлег. Буквально в 100 м от места остановки, в глубине леса, находились домики, где лаяли собаки. На берегу стояли лодки с моторами и снегоход. Между местом нашем стоянки и домиками, в остров врезалась неглубокая протока - это внушало некую иллюзию изоляции.

Солнце уже касалось горизонта. Мы установили палатку. Как оказалось, за долгий срок эксплуатации у нее износились замки, и она не застегивалась. Как только скрылось солнце, на нас набросились комары. Пришлось организовывать микрокостер. Собака легла спать в лодку, где мы организовали ей "домик", накрыв сиденья пустым мешком. На всякий случай мы ее пристегнули. Спали мы вполглаза. Среди ночи собака захотела в туалет и разбудила нас. Пришлось подниматься отстегивать ее и выгуливать.

Проснулись около 6 утра от ужасной духоты. Солнце нагрело палатку. Пришлось для охлаждения идти купаться. Едва мы успели позавтракать, как к нам заявились гости — в виде трех кавказских овчарок, лаявших на нас. Я, на всякий случай, схватил пистолет Удар и стал отогонять собак голосом. Те, не обращая на меня внимания, постепенно приближались. Мы отошли в воду. Одна псина пошла в воду следом, но скорее из любопытства, чем со злости. Вторая псина, в это время, обследовала наши запасы еды.

Лай собак привлек внимание их хозяина, который вскоре появился, поздоровался и начал их оттаскивать. Ему пришлось приходить за каждой собакой по отдельности, т.к. те его совершенно не слушались и мало обращали внимание на его зов. Наконец он увел их всех, а мы, выйдя из воды, продолжили утренние сборы.

На небе появились перистые облака, но ветер пока не поднялся. Около 9 утра мы отошли от берега и в сторону п. Завьялово. С предыдущего дня ветер не изменил направления и до впадения р. Каракан мы добрались достаточно быстро, т.к. шли под острым углом к фронту волн. Напротив впадения реки, находился маленький заросший соснами островок с обрывистыми берегами. Здесь мы встретили рыбаков на лодках с удочкой.

С юга небо затягивало идущими облаками, поэтому мы направились на север. Прошли вчерашним маршрутом вдоль берега водохранилища, вдоль острова Атамановский, острова Елбань. Идти по ветру было несложно, за пару часов мы добрались до Борового. Оставив его слева мы направились к островам Шумского кордона. Естественно, что на них тоже было множество народу. Мы причалили, перекусили, искупались. В бинокль можно было наблюдать забитый народом берег водохранилища в р-не Борового. Отдыхнув пару часов (пока облака не скрыли солнце), мы решили обойти острова кругом. Оказалось, что восточная сторона основного острова представляет собой большую лагуну, облюбованную владельцами дорогих катеров. Там их стояло около десятка.

Обследовав острова, мы направились к берегу. Место спуска лодки было забито людьми, но небольшой пятачок оставался, можно было пробраться близко к воде на машине. Причалив, я сходил за машиной. Появление автомобиля на пляже было воспринято отдыхающими с осуждением, пришлось пояснять, что все это ненадолго. Сложив вещи и лодку в машину, мы поехали домой.

Итог:

Пройдено 108 км

Время движения 8ч 32 мин

Затрачено 21 л топлива

Температура воды 25,6 С

Выводы:

1. Плавать по реке несомненно интересней чем по морю, т.к. постоянно меняется пейзаж. Кроме того, по реке плавать комфортней из-за меньшего волнения.

2. Все острова и побережье на Обском водохранилище забиты народом. Надеяться на уединенный отдых не имеет смысла.

Треки поездки в формате OziExplorer и GoogleEarth здесь.

2012

Ровно через год, 11 июня 2012 года тоже состоялось небольшое плавание выходного дня по Обскому морю. На этот раз лодку спустили на лодочной базе Маяк на плотине ГЭС. Далее проплыли до о. Таньвань и зашли в бердский залив. По заливу поднялись до устья р. Тальменьки. Средние глубины бердского залива 1,5 м, в местах бывшего русла Берди до 5 м. Температура воды была 23,1С. Берег в р-не Кирово - Морозово в доступных местах плотно облюбован народом. На обратном пути поднялся сильный ЮЗ ветер. Высота волн на выходе из Бердского залива достигала 0,8-1 м. Ни о каком глиссировании речи уже не шло.

Состоялась дневная вылазка 1 июля 2012. Плавали вдоль восточного берега Обского моря от Бердска до санатория "Сибиряк". Глубина в 100 м от берега около 12 м. Температура воды 23,3С. Перед этим остановились на шашлык на южном берегу острова Хреновый. Северная и восточная часть острова были заняты катерами (там более удобный подход к берегу). Прозрачность воды около 1 м. У южного берега мелкий подход.

Около 15:00 подул СВ ветер. Волна 0,2 м но короткая. Еще раз убедился, что при малейшей волне возможно плыть только в водоизмещающем режиме (12 км/ч).

Редакция от 02 июля 2012 г.