Двигатель

Порядок настройки двигателя

В двигателе все системы взаимосвязаны друг с другом. Изменение настройки одной системы автоматически влияет на работу других систем, поэтому очень важно соблюдать очередность настройки.  Желательно придерживаться следующего порядка настройки:
  1. Регулировка системы газораспределения (правильная установка фаз, регулировка зазора клапанов и пр.).
  2. Регулировка системы зажигания (нужный угол опережения зажигания на холостом ходу).
  3. Регулировка системы питания (настройка оборотов холостого хода, регулировка состава смеси на холостом ходу). 

Правильный запуск карбюраторного двигателя

В идеале холодный двигатель должен запускаться через 2-3 секунды после поворота ключа. Но на практике это происходит достаточно редко и обычно только в первое время после чистки и настройки карбюратора. В остальное время его следует запускать так: 
  • Полностью нажимаем педаль газа и 2-3 секунды крутим стартер (продуваем цилиндры).
  • Отпускаем педаль газа, включаем стартер и постепенно  вытягиваем "подсос" пока двигатель не заведется.
  • Ждем пока двигатель не начнет либо работать с перебоями, либо снижать обороты (смесь стала слишком богатой).
  • Немного отпускаем "подсос" и ждем прогрева.  
Если карбюратор не оборудован системой разбалансировки поплавковой камеры, запуск горячего двигателя может быть затруднен. Причиной этого является "пробка" бензиновых паров во впускном коллекторе, которая образуется в результате интенсивного испарения бензина из нагретой поплавковой камеры. Поэтому при запуске горячего двигателя необходимо продувать цилиндры, т.е. производить запуск с выжатой педалью газа. 

Регулировка карбюратора

Как правило карбюратор имеет всего три системы (система регулировки уровня топлива, система пуска и прогрева и система холостого хода), параметры которых можно регулировать. Поскольку настройка уровня топлива в поплавковой камере сводится к подгибанию "язычка" поплавка и не представляет проблем, мы остановимся на настройке оставшихся систем карбюратора.

Настройка системы пуска и прогрева на карбюраторе

Как известно на карбюраторном двигателе перед запуском холодного двигателя вытягивается "подсос". При этом происходит приоткрытие дроссельной заслонки и закрытие воздушной заслонки. Соответственно имеется возможность регулировать только два параметра отвечающие за пуск двигателя: количество топливной смеси и 
её состав. 

За количество смеси отвечает степень приоткрытия дроссельной заслонки при максимально вытянутом "подсосе". За состав смеси отвечает степень приоткрытия воздушной заслонки после пуска двигателя. 

Диапазон независимой регулировки количества/качества смеси очень узок. При слишком большом изменении одного параметра, будет меняться и второй. Например при слишком большом приоткрытии дроссельной заслонки смесь будет переобогащаться и завести двигатель не удастся.  

Вначале настраиваем количество смеси, т.е. степень приоткрытия дроссельной заслонки. Для этого снимаем карбюратор и фиксируем рычаг "подсоса" в вытянутом состоянии. Регулировочным винтом устанавливаем необходимый зазор между стенкой смесительной камеры и приоткрытой дроссельной заслонкой (Для карбюраторов серии К-151, около 1-1,5 мм). Проверить правильность настройки можно на прогретом двигателе: при максимально вытянутом "подсосе" скорость вращения прогретого двигателя должна быть примерно 2700-3500 об/мин.  (воздушная заслонка при этой проверке должна быть открыта).  

Затем регулируем качество смеси, т.е степень приоткрытия воздушной заслонки. В момент запуска воздушная заслонка полностью закрыта, но, как только обороты двигателя возрастут, она должна приоткрываться потоком воздуха (в некоторых моделях карбюраторов её дополнительно приоткрывает пневмокорректор). Нужная степень приоткрытия воздушной заслонки при запуске проверяется на горячем двигателе. Она должна приоткрываться настолько, чтобы горячий двигатель при вытянутом "подсосе" работал с перебоями. На работающем горячем двигателе полностью вытяните "подсос", затем попробуйте, рукой или инструментом, немного прикрыть воздушную заслонку: найдите положение заслонки, при котором обороты двигателя упадут и он станет работать с перебоями. Запомните это положение. Воздушная заслонка должна открываться только до этой позиции при полностью вытянутом "подсосе". Если у вас есть газоанализатор, то правильность регулировки дополнительно можно проконтролировать по нему. Правильная позиция воздушной заслонки соответствует содержанию в выхлопных газах CO~10%. 

Регулировку системы пуска и прогрева нужно проводить для каждого сезона, т.к. настройки для зимы и лета отличаются. В качестве компромиссного варианта лучше использовать настройку для зимы. В этом случае при летнем пуске нужно вытягивать подсос лишь частично, иначе двигатель не заведется. 

Настройка системы холостого хода

Перед началом настройки убедитесь что малая ветвь системы рециркуляции картерных газов исправна (герметична и не забита). Настройка данной системы производится на прогретом двигателе. При регулировке желательно иметь тахометр, но грубо можно настроить и на слух. В карбюраторах с автономной системой холостого хода обычно имеется два винта регулировки: количество и качество топливной смеси. Вначале, заворачивая винт количества установите минимальные обороты, при которых двигатель находиться на грани остановки. Затем отворачивая винт качества, найдите позицию, при которой обороты двигателя станут максимальными. После этого винтом количества установите обороты на 15-20% выше оборотов холостого хода. И наконец, заворачивая винт качества установите номинальные обороты холостого хода.