Верхняя Мрассу

Общие сведения

Даты путешествия: 1 - 5 июля 2013 г.

Температура воды в реке 15°С

Пропуск в национальный парк, стоянка машины: 1250 руб

Всего: 8550 руб

Предисловие

Целью данной поездки было опробовать технику подъема по небольшой реке на моторе с винтом. Сроки начала этой поездки переносились три раза, каждый раз на неделю позже. Согласно первоначальному плану путешествие должно было начаться от верха Хомутовских порогов, после чего следовал подъем до Усть-Кабырзы, а затем спуск назад до точки старта. Для осуществления данного маршрута требовалось наличие моста в поселке Майзас. Но в этом году к началу июля мост еще отсутствовал. Ожидание его установки и приводило к постоянному сдвигу сроков. Наконец ожидание надоело, и было принято решение изменить маршрут, перенеся его со среднего участка на верхний участок Мрассу, со стартом в Усть-Кабырзе. Это также упрощало процедуру получения разрешения на посещение национального парка, поскольку на кордонах его получить невозможно. Внимание! С 2014 г. согласно новым правилам перемешенные по территории парка на личных моторизованных транспортных средствах запрещено. Перед поездкой звоните в администрацию парка и уточняйте.

30 июня. (Новосибирск-Усть-Кабырза)

В Усть-Кабырзу мы прибыли после 8 часов вечера. В поселке, недалеко от единственной остановки автобуса, заметили домик, в котором выдают разрешения на посещение национального парка. Судя по вывешенному расписанию разрешение выдают до 22 часов. Сам работник парка в домике отсутствовал, но его мы нашли в доме №12 на этой же улице, где и оплатили наше пребывание на неделю вперед из расчета 50 р с человека за сутки.

В окрестностях и в самом поселке имелось несколько баз отдыха. Диапазон цен за проживание колеблется от 500 до 1000 руб. в сутки. Мы заночевали в бунгало на базе “Дом рыбака” за 500 р с двоих. Сторож базы Александр выдал нам два комплекта постельного белья, ведро для воды и чайник. Вода из ручья была мутноватой, поэтому для питья мы использовали привезенную с собой в канистре.

Пейзаж в районе п. Усть-Кабырза

После размещения и ужина нам захотелось исследовать прилегающую к базе территорию. Однако начавшийся дождик загнал нас в бунгало. Оставшееся перед сном время слушали на УКВ (104,8 МГц) местную развлекательную радиостанцию “Апекс-радио”.

1 июля

(пройдено 26,8 км, ходовое время 9 ч 29 мин, ср. скорость подъема 2,83 км/ч)

Утром, проезжая по улице вдоль реки, заметили во дворе дома №7 скопление автомобилей. Разумно было предположить, что это охраняемая автостоянка. Хозяин, позже представившийся Анатолием (тел. 8-913-420-0840) , сообщил, что машину можно оставить у него за 100 р в сутки, а лодку можно спустить на воду прямо за домом. Также у него можно заказать доставку по реке.

К 10:30 наша лодка была надута и снаряжена. День обещал быть солнечным и теплым. Мы отплыли вверх по реке. В районе поселка она имеет глубины около 0,8 - 1 м.

Первое препятствие на нашем пути появилось, когда мы еще не вышли за границы поселка. Примерно через 1 км от точки старта путь преградил перекат с глубиной 20 см. Попытки пройти его через разные протоки не удавались — мотор бился о дно, винт отбрасывал камни, а течение смывало нас вниз. Неужели наше путешествие закончится едва начавшись?... Пришлось вылезать из лодки, поднимать мотор и тащить лодку по перекату вверх около 50 м, пока глубина не позволила двигаться на моторе.

На самой границе поселка находилось второе препятствие — струя с сильным течением. По нему лодка поднималась с поистине черепашьей скоростью. На каждый метр верх уходило по 2-3 минуты времени.

Типичная глубина воды в Мрассу

До кордона Карчит новых сложностей прохождения не возникало. На самом кордоне мы не останавливались, поскольку Анатолий перед отплытием нас проинформировал, что сейчас кордон работает как база отдыха, и разрешения на нем предъявлять не нужно. Но таблички с требованием остановки для проверки остались.

Вверх, от самого кордона начинался порожек с сильной струей, а затем шёл самый продолжительный спокойный участок. На этом плесе у берега нам попалась выдра, которую засняли на камеру.

За этот день нам 8 раз пришлось перетаскивать лодку по мелям. Во время одного из таких перетаскиваний, лодку развернуло течением, Виталия поскользнулась на камнях и упала в воду. Пришлось подходить к берегу и переодеваться в сухое. За переодеванием наблюдали трое рыбаков, которые, как специально, именно в этот момент подъехали к месту нашей вынужденной остановки, для ловли рыбы.

Мрассу популярная река. В этот день на нашем пути много раз встречались как рыбаки, так и туристы. Но рыбой похвастаться никто не мог.

На 25 км от Усть-Кабырзы, посередине между двух полных петель реки, которые вместе образуют букву S (52° 46,5 C; 88° 33,2 В) начинался продолжительный мелкий участок с сильным уклоном. На протяжении почти 1 км река имела глубины от 20-40 см и сильное течение. Мы несколько раз цепляли дно мотором и скатывались вниз. Один раз в защите винта застрял камень размером 12 см, он погнул и застопорил винт. Двигатель заглох. Пока я извлекал камень и заводил мотор нас снесло на 100 м вниз. В верхней части этого участка по руслу разбросаны скрытые водой крупные (размером 2 м в поперечнике) камни.

Место первой ночевки

Пройдя этот затяжной участок, мы почувствовали как сильно утомились за день, поэтому остановились на ночевку на ближайшем берегу, напротив скал “Бастион”. Площадка из гальки имела размер 25 x 10 м, но до дров добираться очень сложно, через плотный кустарник и высокую траву. Для просушки намокших во время падения в воду вещей поставили шатер, а в нем зажгли горелку. Костер больше дымил, чем горел.

2 июля

(пройдено 17,4 км, ходовое время 7 ч 2 мин, ср. скорость подъема 2,48 км/ч)

В течение этого дня лодку перетаскивали раз десять. У стоянки “Шаман” пошли не в ту протоку, но отдыхающие на стоянке туристы указали нам на ошибку.

Скала напротив стоянки Шаман

Зашли на кордон Кабук, для отметки в журнале и проверки разрешений. Этот кордон — последнее место, где мы встретили лодку с винтом. Выше ходили только на водометах.

На 34 км (52° 42,8 С, 88° 35,9 В) река делала небольшую извилину, и здесь был самый тяжелый участок из встреченных нами. Порожек длиной около 50 м имел сильный уклон и струю. В нижней части участка, в середине русла, лежали 4 крупных камня, за которыми река сворачивала вправо. Затащить лодку вверх с правого берега сложно, поскольку нужно перетаскивать ее через большие валуны, а с левого берега невозможно, поскольку берег обрывистый, а струя сильная. Мы предприняли около четырех попыток, маневрировали, несколько раз налетали на камни, но прошли.

На стоянке Песчаная (52° 41,8 С; 88° 35,4 В) остановились перекусить. За этим процессом нас и застал Анатолий, у которого мы оставили машину в поселке. Он забрасывал верх по реке четырех туристов и, как раз, прошел мимо нас на своей лодке с водометом Mercury 25 Jet.

Стоянка Песчаная. За деревьями находится пещера

В тот день на ночевку мы остановились напротив скалы Зуб (52° 41,3 С; 88° 34,0 В). Стоянка небольшая, и на ней очень много комаров. День был жарким, и мы окунулись в реке. Вечером удалось заготовить дрова и развести костер.

Скала Зуб. Стоянка за кустами справа.

Берег имел длинную прибрежную полосу, что удобно для рыбалки. Однако, попытки поймать рыбу были безуспешными.

3 июля

(пройдено 5,1 км, ходовое время 2 ч 2 мин, ср. скорость подъема 2,5 км/ч)

С утра пошел небольшой дождик. Я подошел к тлеющим с ночи остаткам костра, чтобы сжечь мусор. Комары не боялись дыма, они ковром сидели на дровах и грелись теплом от золы.

После отплытия, сразу выше стоянки, мы попали в шиверу длиной 300 м. Течение и глубина (40-70 см) позволяли лавировать между камнями. В обратную сторону этот участок проходился сложнее.

Вскоре показались опоры высоковольтной ЛЭП. За поворотом, на левом берегу, от реки в лес уходила дорога.

Хороший денек

Буквально под проводами ЛЭП начинался перекат глубиной 20-30 см и длиной 180 м.

В районе поселка Эльбаза река вышла на относительно равнинную местность. Реку перед нами перешли коровы. Средние глубины уменьшились. Начались сплошные перекаты и острова. Участок реки выглядел очень перспективно для рыбалки. На одном из островов местный житель ловил рыбу.

Мы устали тащить лодку, и я сходил пешком на разведку переката. Глубина около 15 см, лодку придется тащить почти 250 м до следующего плеса. От этого места до кордона Кизас, куда возят народ на рыбалку, оставалось еще около 8 км. Как я понял выше устья Кизаса на лодке подняться невозможно.

Справа от нашей протоки был остров, и мы решили остановится на нем на ночевку. Там имелась удобная площадка под палатку, в кустах было достаточно застрявшего сухого плавника для костра. Комары куда-то спрятались, но их место заняли оводы и мухи.

Пейзаж в районе дневки

Мимо прошел местный рыбак. Я поинтересовался его снастью и уловом. Он использовал плавающих мух. В пакете было несколько пойманных мелких рыбок.

Я поставил снасть “кораблик” на нижней границе переката и занялся хозяйственными делами. К концу дня на “кораблик” попалась небольшая рыбка, размером около 15 см, похожая на сига, которая была отпущена.

Вечером слушали радиоприемник. В диапазоне 49 м (6085 КГц) успешно ловилось “Радио России” из Красноярска, а на УКВ неплохо принималось местное “Апекс-радио”.

4 июля

(дневка, рыбалка)

Утром первым делом поставил “кораблик”. Сделанная мной конструкция оказалась неудачной — его топило течением, а “плавник” то и дело цеплялся за камни на дне.

После завтрака, взяв с собой спиннинг, несколько вертушек 4 размера, я пошел обследовать окрестности острова. Не успел отойти от лагеря, как начался дождь. Несколько часов ушли на облавливание всех перспективных (и не очень) мест. К обеду дождь закончился, а я вернулся в лагерь с пустыми руками и промокший.

После обеда было принято решение использовать местные методы ловли. В качестве приманки была привязана зеленая муха (ее лучше видно на контрасте ко дну) и начался второй “обход”. На муху попались несколько мелких хариусов (12-15 см), которые сразу же отпускались, поскольку такая мелкая рыба была не интересна. Впрочем, как я понял позже, рыбаки здесь не брезгуют и подобной мелочью.

К вечеру было понятно, что крупной рыбы в Мрассу нет, а комары стали заедать. Шатер с сеткой сдерживал атаки кровососов, и в нем можно было передохнуть не прибегая к помощи химических средств защиты. На следующий мы решили возвращаться.

5 июля

(пройдено 46,6 км, ходовое время 7 ч 40 мин, ср. скорость спуска 6,0 км/ч)

Спуск по реке опаснее в том плане, что скорость движения лодки большая, и не всегда успеваешь сманеврировать для ухода от препятствия. Так и получилось. На выходе с переката основная струя шла вдоль кустов. Пока я отпускал мотор и возился с его заводкой нас понесло прямо на затопленное дерево. Пришлось все бросать, резко перепрыгивать на нос лодки и руками отталкиваться от торчащих из воды веток. В результате этой операции пострадало одно удилище, но лодка была спасена от прокола.

На обратном пути нас остановили инспекторы для проверки разрешения на посещение парка. Узнали у нас про рыбу.

Недалеко от кордона Корчит мы остановились на косе. Планировали здесь заночевать. Не успели выбрать место для стоянки, как началась гроза. Я стоял у лодки и держал в руках навигатор с проводом питания. Вдруг рядом ударила молния, одновременно от навигатора в мою руку проскочила искра, и меня ощутимо тряхануло током.

После этого начался ливень, который длился около получаса. Мой плащ промок полностью как и одежда под ним, и мы решили не ночевать на реке, а возвращаться в Усть-Кабырзу.

К концу дня добрались до поселка, собрались и в ночь выехали в Новосибирск.

Выводы

1. Подниматься от Усть-Кабырзы на ПВХ лодке под винтом можно только с приподнятым мотором в водоизмещенном режиме. На плесах встречаются крупные камни. Защита винта обязательна. Расстояние, которое мы прошли за 18 ч, лодка под водометом проходит за 6 ч.

2. Крупной рыбы на Мрассу не обнаружено.

3. Река очень популярная и красивая. Для туризма хороший вариант.

Треки плавания в трех форматах (gpx, plt, kml) по ссылке.

Видео

Редакция от 06 мая 2017 г.