Советы и размышления

На данной странице вы можете найти советы, так или иначе связанные с путешествиями. Кому-то они могут показаться банальными, а для других быть полезными.

Вождение

При проезде незнакомого населенного пункта руководствуйтесь указателями. В случае отсутствия указателей – всегда придерживайтесь главной дороги, даже если в момент вашего проезда основной трафик идет в другую сторону. Обращайте внимание на характер покрытия дороги: на транзитном направлении он несет следы повышенного износа: колейность, повышенный износ покрытия и пр. В конце-концов вы все равно встретите указатель или выедете из населенного пункта.

При движении по незнакомым полевым дорогам или по лесной колее, также старайтесь придерживатся наиболее популярного направления движения или свежих следов, если они идут в нужную вам сторону. Не нужно стараться найти новый объезд вокруг препятствия (грязь, лужа, брод и пр.) когда колея явно идет через это препятствие! Колеи создают местные жители, которые хорошо знают эту дорогу – не думайте, что вы умнее их. Скорее всего при попытке объезда вы застрянете или повредите машину. Помните, что прямая дорога не всегда самая короткая.

Движение по накатанной колее более безопасно, поскольку в ней наверняка уже нет предметов, которые могут пропороть покрышки. Если они там и были, их уже "собрали" проехавшие по ней до вас. По этой же причине любой временный съезд в сторону от колеи (например, чтобы разъехаться со встречной машиной) может привести к проколу колес, к наезду на камень или к попаданию в яму. Ни камни ни ямы не видны уже в траве высотой по колено.

Перед тем как лезть в воду (даже в лужу) проверьте дно ногами. Если нужно проехать брод, лучше всего посмотреть как его проезжают местные. Изучите следы покрышек на въезде и выезде из брода. Обычно этого достаточно чтобы понять траекторию движения для короткого брода. Крайне желательно обследовать брод самостоятельно. Запомните расположение крупных камней и ям. Помните что траектория движения в броду редко бывает прямой, обычно она петляет, объезжая камни и глубокие места.

Броды через горные речки опасны своим течением. При сильном течении вода сносит человека при глубине воды выше колена, поэтому разведка траектории движения в горных реках иногда невозможна. Однако машина может пройти такие броды.

Не нужно проезжать через брод на большой скорости. Проезжайте брод со скоростью, при которой не образуется высокой волны. При преодолении глубокого брода нужно двигаться со скоростью волны. Помните, что лежащие на дне камни при проезде могут поменять положение и повредить днище автомобиля. Старайтесь не переключать скорости, не нажимать сцепление и не тормозить.

Не нужно безоговорочно доверять карте или навигатору. Фактическая ситуация меняется ежедневно. Дорогу могут закрыть на ремонт, мост может сломаться и т.д.

Езда в группе

Организация группового путешествия представляет большую сложность поскольку существуют объективные сложности поиска попутчиков. А именно требуется:

1. Синхронизация графика отпусков.

2. Совпадающие представление о цели поездки.

3. Комфортный для всех график и способ движения.

4. Психологическая совместимость.

Соответственно групповое путешествие требует от каждого участника компромиссных решений. Прежде всего определитесь для самого себя, с какой целью вы хотите ездить в группе? Вам нравится быть в компании или просто страшно ездить одном экипажем? Уточните у членов группы по какому принципу объединяется группа, но имейте в виду, что декларируемые принципы могут отличаться от фактических! Если вы присоединяетесь к группе из прагматических соображений а все остальные члены группы просто поехали ради общения в компании, вам может быть тяжело участвовать в такой "выездной тусовке". И наоборот, если вас интересует общение и новые знакомства в поездке, а для остальных, в первую очередь важен маршрут, а не общение, вам будет тяжело.

При планировании путешествия в группе, ознакомьтесь с маршрутом и со сложностями маршрута. С моей точки зрения, участие в совместной поездке допустимо, только если вы на своем транспорте в состоянии пройти по этому маршруту в одиночку без чужой помощи! Не нужно отправляться в путешествие, заранее рассчитывая, что другие участники будут вам помогать. В поездке не залезайте без согласования с остальными в сложные места, если вы не уверены, что сможете из них выбраться своими силами. Не вешайте на других участников поездки свои проблемы! Каждый участник должен повышать вероятность прохождения маршрута группой, а не снижать её. В соответствии с этим правилом обычно устанавливаются требования к участникам группы (параметры транспортного средства и физической подготовки участника). Нужно понимать, что требования к участникам группы отличаются от требований для прохождения маршрута, и скорее нужны для однотипного формирования группы. Обычно это нужно для комплектации группы участниками примерно равного класса, благодаря чему обеспечивается комфортность движения на маршруте, т.к. одним не приходится ждать других.

Организация питания в групповом походе

При анализе этого вопроса обычно зацикливаются на рецептах приготовления и составе продуктов в походе. При этом не рассматривают вопрос кто будет готовить и как будут есть. Поэтому я остановлюсь именно на этих моментах.

Почему-то считается правильным, что все в походе едят за одним столом или едят из общего котла. Некоторые, особо зацикленные на еде поборники такого подхода, часто склонны считать остальных просто обязанными разделить с ними трапезу иначе они считают себя оскорбленными. Оставим подобное мнение на их совести и давайте разберемся в этом вопросе.

Штамп совместного питания в походах пришел из нескольких источников, таких как спортивные походы, разные научные экспедиции и поездки на пикник. При этом совершенно не учитывают целевое назначение таких мероприятий и почему в них так организовано питание. У спортивного похода/научной экспедиции есть определенная цель (не отдых) и для ее эффективного решения в группе все обязанности распределены. В группу набираются люди согласно их специализации для решения конкретной задачи. В том числе в состав группы намеренно включается человек с обязанностями повара. Поездка на пикник изначально планируется для совместного употребления пищи, поэтому ее можно исключить из рассмотрения.

Если же группа комплектуется не по специализации участников а для многодневного совместной путешествия и отдыха и в составе группы нет четкого распределения обязанностей, а иногда даже нет явного лидера, возникает вопрос кто будет готовить пищу? Административное решение вогнать такую группу в рамки спортивного похода с совместной закупкой продуктов, распределением/чередованием обязанностей по дням, назначение дежурных, зачастую приводят к бесконечным спорам на тему "а почему снова Гуськов (с)", "тиграм мяса недодали (с)", скрытому раздражению или даже конфликтам. Это связано с тем, что у каждого свои пищевые привычки и предпочтения по распределению своего времени в походе. У каждого свое представление об отдыхе. Для одного важно вовремя или вкусно поесть, для другого важнее сходить искупаться, для третьего – фотографировать, для четвертого – поспать. На это накладывается неравномерность природных (погода, пейзаж, наличие водоема и пр.) условий и событий (состояние здоровья, настроение...) по времени похода, что еще сильнее вызывает чувство несправедливости. Одному приходится дежурить в сильный ветер и далеко от водоема, другому в солнечный день во время дневки и т.д. В итоге накапливается скрытая обида/разочарование или поход превращается в дискуссионный клуб (в лучшем случае) и значительная часть времени уходит на согласование спорных моментов, а не на отдых.

Естественным решением указанных проблем явлется раздельное приготовление пищи каждым экипажем, при этом потреблять пищу можно и за общим столом. Это снимает проблемы как при подготовке похода (каждый закупает продукты по своим вкусам и своему кошельку) так и при его проведении (каждый питается как ему хочется). Данное решение иногда отвергается как разобщающее группу. Но фактически оно работает на объединение группы, поскольку исключает конфликты, скрытое раздражение и позволяет каждому отдохнуть в меру своих предпочтений. Индивидуальное питание каждого экипажа представляется мне оптимальным. Как показывает практика при таким подходе нередко естественным образом группируются участники со сходным режимом питания.

Упаковка вещей

Спальные принадлежности (спальные мешки, одеяла, ночную одежду) и нижнее белье нужно возить упакованными в гермомешки. В гермомешок нельзя складывать твердые металлические предметы, поскольку ткань мешка очень легко повреждается. Для защиты гермомешков от внешних повреждений об ветки, проволоку и пр. на них надеваются мешки для строительного мусора из полипропилена.

К ключу зажигания удобно привязать шнурок яркого цвета. Это поможет его быстро найти его в случае потери.

Белье для сна

С собой нужно всегда возить чистое белье специально предназначенное для сна (футболка и хлопковые штаны). Во-первых, это позволит всегда спать в сухих условиях. Во-вторых, предохраняет спальный мешок от загрязнения.

Радиосвязь

При покупке и выборе радиостанции особое внимание нужно обращать не на ее внешний вид и количество различных функций, а на надежность гарнитуры/тангенты. При разговоре вы каждый раз используете тангенту (нажимаете клавишу, вытягиваете и сгибаете провод), поэтому от ее надежности зависит надежность радиостанции в целом.

Сохраняйте радиомолчание в эфире, если вы едете в колонне и одна из машин остановилась возле поста ДПС, Таможни и пр. Поверьте, сотруднику органов государственной службы будет крайне неприятно услышать из радиостанции: "Геннадий, а чего этот козел от тебя хочет?"

Съемка видеокамерой

Съемка видеокамерой значительно отличается от съемки фотоаппаратом. Во время съемки недопустимо водить объективом в разные стороны, с целью охватить как можно больше. Лучше используя функцию трансфокации (Zoom) максимально "удалите" от себя место съемки. Если во время съемки нужно вести камеру, поймайте в кадр движущийся в нужную сторону объект (летящая птица, идущий человек, летящие листья...) и ведите камеру за этим объектом. Не снимайте одну сцену слишком долго, особенно если при этом картинка принципиально не меняется. Оптимальное время съемки одной сцены – 5-8 секунд! Не увлекайтесь функцией трансфокации во время съемки. Лучше остановите съемку, измените поле зрения и снова включите съемку. При съемке с рук камеру нужно держать как можно тверже – представьте, что вместо камеры у вас в руках заполненная до краев чашка горячего чая (не пролейте!).

Оружие и самооборона

Огнестрельное оружие в поездках — это палка о двух концах. Его имеет смысл возить только для защиты от крупных хищных зверей (волк, медведь). При этом крайне важно знать как им пользоваться при защите от того или иного зверя. Из литературы, описывающей поведение медведей, могу порекомендовать прочитать книгу Михаила Кречмара "Лесной бог".

Краткое резюме из этой книги:

  1. Характер у зверей разный, как и у людей. Бывают агрессивные, бывают трусливые.

  2. Убежать от медведя не получится, он бегает быстрее.

  3. Убить медведя даже из ружья непросто. Стрелять можно только пулей. Раненый зверь исключительно опасен. Точка гарантированного поражения у него не больше ладони! Поэтому если нет уверенности в точности выстрела, лучше отпугнуть зверя выстрелом в воздух.

Нужно понимать что применение огнестрельного оружия в целях самозащиты не исключает смертельный исход (предполагается, что вы не собираетесь стрелять в безоружного человека). Поэтому при его использовании в поездке нужно учитывать следующее:

  1. Демонстрация оружия привлечет повышенное внимание и может спровоцировать нападающих на жесткие ответные действия.

  2. Местные имеют большое преимущество перед приезжими, поскольку они знают местность и могут спрятать ваш труп так, чтобы его не нашли.

  3. У местных могут быть знакомые в органах милиции, которые могут замять дело.

  4. В случае если вы убьете местного, его вскоре начнут искать знакомые и родственники и, скорее всего, найдут. А ваш труп начнут искать значительно позднее и, скорее всего, не найдут.

  5. У вас могут украсть или отобрать оружие.

  6. Применение его в транспорте приведет к повреждению транспорта.

  7. Закон запрещает транспортировать огнестрельное оружие в заряженном состоянии, поэтому вы можете не успеть его применить.

Травматическое оружие (резинострел) более предпочтительно, поскольку не предполагает смертельного исхода, но оно все равно имеет некоторые недостатки огнестрельного, и его действие сильно зависит от того, как одет нападающий (выстрел в голову может привести к очень тяжелым телесным повреждениям или смерти). По сравнению с огнестрельным и у него имеются следующие преимущества:

  1. Оно, как правило, менее заметно.

  2. Его можно возить в заряженном состоянии, а значит можно и гораздо быстрее применить.

  3. Его также можно использовать для отпугивания зверей.

Еще менее проблемным является газовое оружие поскольку, в дополнение к преимуществам травматического оружия:

  1. Оно не оставляет следов физического воздействия, что немаловажно в ряде случаев.

  2. Его действие не зависит от того, как одет нападающий.

Наконец, обороняться можно и подручными средствами.

Настройтесь на то, что в случае вооруженного разбойного нападения вам не поможет никакое оружие. На свое оружие вы можете рассчитывать только при защите от хулиганов.

Чтобы у вас не возникало напряженных отношений с местным населением, помните – вы приехали к ним, а не они к вам. Вы – непрошеный гость. Не ведите себя высокомерно или вызывающе, обращайтесь уважительно, но и не заискиваете. У вас есть право попросить, а них есть право отказать. Ваш девиз на время поездки должен быть такой: "незваный гость должен быть незаметным" (особенно если ваша группа не многочисленна).

Поломки в дороге и ремонт в полевых условиях

Психологически нужно быть готовым к тому, что поломки в дороге неизбежны.

Однако это не означает, что с собой стоит возить запчасти на все случаи. Нельзя объять необъятное. Объем багажника и грузоподъемность автомобиля ограничены, поэтому возить нужно только самое необходимое. Вопрос в том, что является самым необходимым? Для определения этого списка главное — правильно поставить вопрос о том, что требуется от ремонта в полевых условиях?

Очевидно, что зачастую в полевых условиях невозможно произвести полноценный ремонт, либо из-за ограничения по времени, либо из-за отсутствия возможности (некоторые виды ремонта невозможны при отсутствии металлообрабатывающих станков).

Итак цель ремонта в полевых условиях нужно ставить так:

исправить автомобиль до состояния, позволяющего доставить его до ближайшего СТО, где будет произведен полноценный ремонт.

Даже при поездках по самым глухим местам нашей страны, расстояние до ближайшего СТО редко превышает 300 км. Это означает, что большинство поломок не требуют ремонта в полевых условиях. Соответственно не обязательно возить запчасти для их ремонта. Ниже перечислены некоторые факты:

  1. Если подшипник "загудел", он спокойно выдержит еще несколько сотен километров эксплуатации. Поэтому не обязательно сразу заниматься его заменой, спокойно езжайте к ближайшему СТО.

  2. Если отвалился глушитель, не обязательно возить с собой сварочный аппарат для приварки крепления – вполне достаточно временно закрепить его на кусок проволоки или даже скотча (предварительно приняв меры по теплоизоляции).

  3. Если не отжимается сцепление и заклинил выжимной подшипник, вполне возможно что не нужно заниматься снятием КПП. Если дорога относительно ровная, с неработающим сцеплением спокойно можно проехать несколько сотен километров.

  4. Автомобиль может ехать несколько часов с неисправным генератором.

  5. С неисправным аккумулятором автомобиль будет ехать пока работает двигатель.

Большинство поломок можно предупредить еще до поездки, заранее заменив сомнительные детали. Согласитесь, заниматься ремонтом в теплом гараже значительно удобнее чем под дождем, в глухом лесу, в компании комаров. Поэтому следует еще до поездки проверить все ключевые узлы. Отсутствие шумов и хороший внешний вид не гарантирует полную исправность узла. Нужно убедиться в его надлежащем функционировании, а для этого зачастую требуется его разобрать.

Вероятность поломки одновременно на нескольких машинах одного и того же узла крайне низка. Поэтому в команде предпочтительно ездить на однотипных автомобилях, имеющих взаимозаменяемые узлы. Это позволит снизить количество запчастей на группу, поскольку на все машины достаточно взять один комплект запчастей.

Понятно, что чем сложнее маршрут, тем больше вероятность поломок. Поэтому список запчастей определяется, прежде всего спецификой маршрута. При езде по асфальту вероятность поломок ничтожная. Технически исправный автомобиль на асфальте не ломается!

Запчасти и инструмент в дорогу

При выборе запасных деталей необходимо проанализировать вероятность возможных поломок и определить степень их серьезности. В простейшем случае при определении степени серьезности можно руководствоваться ПДД. В частности, в ПДД указан перечень неисправностей при которых запрещена эксплуатация транспортного средства. Если существует вероятность возникновения неисправностей из этого списка, которые можно исправить в полевых условиях самостоятельно - нужно подстраховаться необходимыми запасными деталями и инструментами.

Дальнейшим развитием этой идеи является классификация всех возможных неисправностей на три категории серьезности:

  1. 1 категория: неисправности не влияющие на возможность автомобиля передвигаться самостоятельно (например большинство повреждений кузова, некоторые неисправности трансмиссии и подвески и пр.).

  2. 2 категория: неисправности, при которых автомобиль не может передвигаться самостоятельно, но его можно буксировать на мягкой сцепке длительное время (например поломка двигателя, КПП, большинство неисправностей трансмиссии и пр.).

  3. 3 категория: неисправности, при которых автомобиль невозможно буксировать на мягкой сцепке (например прокол колеса, обрыв шпилек крепления колеса, неисправность подшипников ступицы, неисправности рулевого управления и тормозной системы, некоторые неисправности подвески и пр.).

Далее нужно составить таблицу наиболее вероятных неисправностей для вашего автомобиля и распределить все неисправности по категориям с указанием вероятности их возникновения. Если у какой-то неисправности высокая вероятность возникновения и она входит во вторую или третью категорию, нужно определить возможность ее самостоятельного устранения при наличии запчастей (очевидно что это зависит от способностей водителя). Вначале составляем список запасных деталей и инструментов для 3 категории серьезности. Если он получается незначительным, учитываем наиболее вероятные неисправности из второй категории и дополняем список и т.д. Таким образом составляется список необходимых запчастей и инструментов в дорогу.

Простейший пример: прокол колеса явяется неисправностью с высокой вероятностью возникновения и относится к третьей категории серьезности. Очевидно прокол может быть устранен самостоятельно большинством водителей. Следовательно, с собой необходимо возить ремонтный набор, запасное колесо или камеру и насос. Из инструментов соответственно нужен баллонный ключ.

Второй пример: обрыв приводного ремня генератора имеет меньшую вероятность, но относиться ко второй категории серьезности. Если водитель может устранить эту неисправность самостоятельно, её следует учесть и иметь с собой запасной ремень. Из инструментов нужны ключи.

Третий пример: разрушение ступичного подшипника. При поездке по сложному рельефу вероятность поломки средняя, относится к третьей категории серьезности. При определенном навыке ремонт в полевых условиях не представляет сложности. Поэтому если вы можете самостоятельно устранить эту неисправность, стоит взять запасные подшипники и съемники. Если вы не сможете самостоятельно провести ремонт, нет смысла возить с собой ни подшипники ни инструмент.

Четвертый пример: поломка главной передачи. Вероятность поломки зависит от сложности маршрута (на асфальте вероятность поломки нулевая), категория серьезности вторая. Если есть навык, ремонт в полевых условиях возможен. При путешествии в малонаселенной местности стоит взять с собой домкрат, съемники подшипников, калиброванные шупы, гаечные ключи и запасную шестеренчатую пару. Если по маршруту СТО расположены в пределах полудня буксировки, не имеет смысла возить с собой лишний металл.

Последний пример: трещина или полная поломка лобового стекла. Вероятность средняя, относиться к первой категории серьезности. Зачастую такая поломка не может быть исправлена самостоятельно в полевых условиях. Следовательно, не имеет смысла возить с собой лобовое стекло.

Я не привожу список по конкретным деталям, поскольку в зависимости от модели автомобиля, особенностей маршрута и способностей водителя этот список может меняться.

Автомобиль

Ниже представлены советы, касающиеся автомобиля.

Модификация

Как правило, человек впервые купивший автомобиль повышенной проходимости сразу начинает думать о том, как его улучшить. Посмотрев на "навороченные" машины на соревнованиях некоторые сразу начинают интересоваться как "доделать" автомобиль чтобы быть "на уровне". Для импортных внедорожников это еще более актуально поскольку их заводская конструкция мало приспособлена для выездов на бездорожье, а их разрекламированные внедорожные особенности по большей части являются фантазиями маркетологов, предназначенными для привлечения покупателей. Поэтому интернет пестрит вопросами типа "как построить внедорожник". Правильный подход состоит в том, что вначале необходимо определиться для какой цели вам нужен внедорожник, потом понять какая модель автомобиля из доступных на рынке наиболее подходит для поставленной цели и какие модификации на ее базе можно сделать, и только после этого приобретать автомобиль. Если вы вначале купили автомобиль а потом озаботились его модификацией, рекомендуется первое время просто поездить на нем без всяких изменений. Скорее всего, после этого ваш список планируемых изменений будет скорректирован.

При модификации следует помнить, что любое изменение заводской конструкции автомобиля однозначно приводит к снижению его надежности (и рыночной стоимости). Поэтому основная проблема состоит в том, чтобы повысить проходимость автомобиля с минимальными жертвами. Лифтовка автомобиля, усиление подвески, установка колес размером более чем на 20% больше номинальных, установка силовых бамперов, установка колесных дисков с нестандартным вылетом, установка межколесных блокировок и т.д — все подобные изменения приемлемы только для спортивной машины, задача которой выдержать пару-тройку соревнований, после чего она будет доставляться в гараж для ремонта. Такая машина не пригодна для ежедневной эксплуатации, поскольку после модификации частота поломок машины обычно возрастает.

Машина для длительных поездок (экспедиционная) должна, прежде всего, не уступать по долговременной надежности заводской конструкции, а еще лучше превосходить её, поэтому чем она ближе к заводской конструкции, тем лучше.

По моему мнению имеют смысл только три модификации (в порядке приоритета): колеса, лебедка и шноркель. Эти элементы могут существенно повлиять на проходимость машины, не сильно снизив ее надежность. Колеса лучше ставить размером не более чем на 20% больше номинального размера, предусмотренного заводом. Надо помнить что большие колеса повышают нагрузку на трансмиссию и подвеску.

УАЗ

Советы по ремонту и обслуживанию автомобиля УАЗ не являются универсальными, но они были проверены на практике.

Тормозная система

В рабочие тормозные цилиндры УАЗ под пыльники в обязательном порядке нужно вкладывать пропитанные касторовым маслом поролоновые колечки. Колечки предохраняют цилиндры от "закисания" (ржавления). Менять колечки нужно раз в год.

Двигатель

Советы по двигателю вынесены на отдельную страницу.

редакция от 13 апреля 2015 г.

11 октября 2010 г.